Брачное поведение и образование пар у птиц. Спаривание. Репродуктивное (брачное, половое) поведение. О "любви" и сексе в животном мире. Поведение животных. Этология. Птицы

Брачное поведение птиц

Перейти в оглавление раздела:Репродуктивное (брачное) поведение

Брачное поведение и образование пар у птиц

В жизни птиц умеренных и северных широт с наступлением весны происходят большие изменения. Птицы-мигранты покидают места зимовки и возвращаются на свою родину. Птицы, кочевавшие весь зимний период в поисках лучших условий зимовки, начинают приближаться к местам постоянного гнездования. Именно в этот период происходит рассеивание зимних стай, разбивка на пары и занятие гнездовых территорий. За каждой парой происходит закрепление гнездового участка, на котором впоследствии будет располагаться их гнездо. На этом участке большинство гнездящихся птиц будет вести оседлый образ жизни в течение всего периода размножения.

Образование пар у различных видов птиц происходит в разное время. Так, у молодых гусей и лебедей, а также у молодых и старых уток-крякв образование пар происходит еще во время осеннего перелета или на местах зимовки. У большинства других видов уток пары образуются на зимовках и при весеннем перелете. Поэтому птицы этих видов прилетают на места гнездования уже парами.

У большинства голенастых, воробьиных и других видов птиц, формирование пар происходит на местах гнездования. У них самцы прилетают раньше самок, и тут же занимают гнездовые участки. Они охраняют их, постоянно издавая брачные песни или особые крики, совершают своеобразные ритуальные брачные полеты.

В этот брачный период резко меняется поведение самцов птиц. В это время можно наблюдать «брачные игры» и токование. Позднее прилетающих самок привлекает видоспецифичное брачное поведение самцов. Самцы, при появлении самок, принимают особые, издали бросающиеся в глаза позы, издают своеобразные крики. У некоторых птиц наблюдается групповое токование. В итоге самки остаются на гнездование на приглянувшемся им участке самца.

Для некоторых полигамных видов — глухарей, тетеревов, турухтанов и других, характерно групповое токование. На ток, в определенном, специфическом для каждого вида месте, обычно собирается группа самцов (от нескольких особей до нескольких десятков). Каждый самец совершает своеобразные телодвижения, принимает различные позы и вступает в драку с другими самцами. Некоторые при этом издают особые громкие, издалека слышимые звуки (глухарь, тетерев и др.), привлекающие самок, которые держатся на окраине токовища. Турнирные стычки и драки, на вид иногда ожесточенные, никогда не сопровождаются телесными повреждениями, они носят скорее демонстративный характер.

Групповой ток делает самцов более заметными и поэтому облегчает встречу с самками. Спаривание обычно происходит здесь же, на периферии токовища. Некоторым моногамным видам свойственно одиночное токование. Формы токового поведения у этих птиц весьма разнообразны.

Для ряда видов характерны воздушные игры и особые брачные полеты. У дневных хищных птиц брачные полеты выражаются в том, что самец и самка взмывают высоко в воздух, падают вниз, преследуют друг друга, издавая при этом характерные крики. Брачным полетом является хорошо знакомая охотникам тяга вальдшнепа, весеннее «блеяние» и полет бекасов. Характерные токовые полеты часто наблюдаются у птиц, обитающих на опушках леса и открытых пространствах: у лесного конька, серой и ястребиной славок, варакушки, камышевки-барсучка, белой куропатки и др. Самец у этих видов взлетает по крутой траектории вверх, а затем по отлогой, опускается вниз. При этом полет обычно сопровождается своеобразными звуками.

Практически всем птицам свойственны позы «ухаживания». Характер поз и сопровождающих их телодвижений у разных видов весьма разнообразен. Они включают приседания, поклоны, вытягивание и поворот шеи, своеобразные движения крыльев и хвоста и т. д. Для каждого вида свойствен определенный набор телодвижений, свой «ритуал», совершаемый самцом перед самкой. При этом самец старается выставить напоказ наиболее ярко окрашенные участки оперения. У некоторых птиц с покровительственной окраской, являющихся беззащитными перед многочисленными врагами, яркие пятна обычно частично или полностью скрыты и становятся видными лишь в тот момент, когда это необходимо. Например, зарянка окрашена весьма скромно, но когда самец настроен враждебно, он распускает коричнево-красное оперение на груди, адресуя этот угрожающий сигнал своему противнику.

Широко распространенная форма брачного поведения – пение песен и издание различных звуковых сигналов. К последнему типу сигналов относятся издаваемая дятлами барабанная трель, громкое щелканье клювом аистов и другие механические звуки.

Самое разнообразное, особой силы и красоты (с нашей точки зрения) наблюдается у воробьиных птиц. Регулярное, различной интенсивности пение самцов может продолжаться в течение всего гнездового периода и даже после вылета птенцов из гнезда. Это связано с растянутостью сроков размножения у разных пар и, в частности, особенно у видов, имеющих два выводка за сезон.

Для каждой птицы, даже близких видов, характерно определенное, отличающееся от других, брачное поведение, включающее и песню, и позы и др. Поэтому именно оно служит сигналом для других самцов того же вида о занятости территории и одновременно привлекает и возбуждает брачного партнера. Именно в половом отборе и синхронизации половой активности партнеров и заключается в первую очередь биологическое значение брачных церемоний у птиц.

Установлено, что половой цикл у представителей разных полов начинается не одновременно: у самцов раньше, чем у самок. В связи с этим необходимо воздействие различных сменяющихся раздражителей. Начало развития семенников у самцов вызывается условиями освещения, увеличением продолжительности световой части суток (по крайней мере, у большинства видов умеренной и северной полос). Эти условия, но в меньшей степени, влияют и на самок, у которых развитие яичника наступает позднее, чем семенников у самцов, и, кроме световых условий, стимулируется брачным поведением самца (брачные игры, пение и т. д.). В это время от организма еще не требуется больших затрат энергии.

Но позднее, в период спаривания, когда активность самцов достигает максимума, светового фактора для осуществления размножения уже недостаточно. Половой цикл становится возможным лишь при благоприятном состоянии энергетического баланса организма, т. е. при определенных температурных и кормовых условиях. Известны случаи, когда внезапное ухудшение погоды вызывает не только прекращение полового цикла самцов, но и возвращение их половой системы к состоянию покоя. У самок в период яйцекладки затраты организма очень велики и могут быть обеспечены лишь при благоприятных условиях. В опытах удается прервать половой цикл самок путем понижения температуры, ухудшения питания и т. д. Для осуществления яйцекладки необходим сложный комплекс условий: определенное состояние организма, такие внешние раздражители, как поведение партнера, присутствие гнезда и т. п., а также благоприятная температура и высококачественное питание (в частности, белковое и минеральное — последнее для образования скорлупы).

Таким образом, брачное поведение птиц имеет важное и многообразное значение. Оно облегчает встречу самцов и самок, помогает формированию пары у моногамов, способствует синхронизации половой активности партнеров и популяции в целом, подготавливает их к спариванию и гнездостроению. Одновременно у всех моногамов брачное поведение служит сигналом занятости гнездового участка: элементы брачного поведения используются при его маркировке и защите.

Для образования пар существенное значение имеет соотношение полов в природе. У разных видов птиц перед началом размножения оно близко 1:1, т. е. число самцов и самок примерно одинаково. Лишь у немногих видов число самцов в природе превышает в несколько раз число самок. Для этих видов характерна палеандрия, когда самка откладывает несколько кладок, которые насиживают самцы: они же водят и выводки. Полиандрия установлена у якан, трехперсток, некоторых тинаму. Лишь у немногих видов, наоборот, наблюдается преобладание самок. В этих случаях возникает явление полигамии, при котором строят гнезда и насиживают только самки.

Взаимоотношение партнеров у преобладающего большинства остальных птиц можно свести к двум типам: моногамии и полигамии. У некоторых, преимущественно крупных птиц, пары сохраняются в течение длительного времени. При этом у гусей, лебедей, журавлей самец и самка держатся вместе в течение круглого года, а у дневных хищников, некоторых сов, аистов, крупных чаек, после размножения пара распадается, но перед следующим размножением вновь восстанавливается, так как, благодаря хорошо развитому гнездовому консерватизму, оба партнера возвращаются на старый гнездовий участок.

Большинство моногамов образуют пары только на сезон размножения. При повторном размножении в тот же сезон часть пар сохраняется, другие формируются заново (большая синица, воробьи и др.).

Взаимоотношения партнеров у моногамных видов весьма различны. Эти различия основаны на разной степени участия самца в постройке гнезда, насиживании яиц, выкармливании птенцов. Как правило, основная забота в осуществлении этих процессов лежит на самке. В редких случаях сооружает гнездо только самец (кулик-перевозчик, сорокопут-жулан). У некоторых видов самец участвует в выведении потомства наравне с самкой (голенастые, трубконосые, чайки, городские ласточки и др.). Но много и таких видов, у которых самец только частично и в разных размерах принимает участие в постройке гнезда, насиживании и выкармливании птенцов (пеликаны, журавли, многие воробьиные). Есть немало видов, у которых самец регулярно кормит насиживающую самку (стрижи, удоды, клесты, иволги и др.).

У некоторых типичных моногамов изредка встречается бигамия: на участке самца поселяются две самки. Тогда самец иногда может помогать в насиживании и выкармливании птенцов обоим самкам.

У ряда видов пары сохраняются только на период спаривания и яйцекладки, после чего они распадаются, а дальнейшая забота о потомстве полностью ложиться или только на самку (многие утки, беседковые птицы и др.), или только на самца (некоторые тинаму, трехперстки, яканы, кулики-плавунчики и др.).

Полигамы — птицы, не образующие пар даже на короткий срок: самка может спариваться с разными самцами. Постройка гнезда, насиживание и забота о потомстве ложатся только на самку. К полигамам относятся большинство курообразных, дрофы, некоторые кулики (турухтан и др.), почти все колибри, большинство райских птиц и др.