Спаривание. Репродуктивное (брачное, половое) поведение. Язык и коммуникация животных. Общение. Поведение животных. Этология. Млекопитающие. Птицы, Рептилии, Амфибии.

Спаривание

Перейти в оглавление раздела:Репродуктивное (брачное) поведение

Читать: * Способы оплодотворения

* Спаривание...Гиперсексуальность.

Спаривание

Брачное поведение завершается актом совокупления (копуляции), обеспечивающего оплодотворение яиц. Формы копуляции почти столь же разнообразны, как и формы ухаживания, причем оплодотворение может быть либо внутренним, либо наружным. Здесь будет описано в качестве примера несколько различных форм спаривания.

Членистоногие. У многих видов сперма упакована в спермато-форы — своего рода сумки или мешки, содержащие сперму. Наивысшая степень «безличности» достигается у некоторых видов клещей, ложноскорпионов, многоножек и ногохвосток; у этих форм самец оставляет сперматофор на субстрате, а позднее приходит самка, которая забирает его; при этом самец и самка могут никогда не встречаться. У многих водных форм оплодотворение наружное (например, самец мечехвоста Limulus прицепляется к самке сзади и остается здесь до тех пор, пока она не отложит в песок яйца, которые он осеменяет). У большинства наземных видов наблюдается та или иная форма внутреннего оплодотворения, при котором сперматофор вводится непосредственно в тело самки при помощи какого-либо придатка. Фото

Рыбы. Оплодотворение у рыб может быть либо наружным, либо внутренним. Представители семейства Anabantidae, такие, как гурами или петушки, строят на поверхности воды гнездо из пузырьков воздуха и особого выделяемого ими секрета, и нерест обычно происходит под этим гнездом. Яйца и сперма выметываются одновременно, и яйца оплодотворяются в то время, когда они всплывают к гнезду. У других рыб, таких, как гуппи, меченосцы и гамбузия, сперма вводится в тело самки при помощи гоноподия (видоизмененный анальный плавник). Самец акулы-няньки, ухватывая самку за задний край одного из ее грудных плавников, переворачивает ее на спину и вводит в нее специализированные копулятивные органы — птеригоподии.

Амфибии и рептилии. У большинства хвостатых амфибий происходит внутреннее оплодотворение, после того как самка захватывает отложенный самцом сперматофор; у некоторых видов встречается наружное оплодотворение и партеногенез. Большинству лягушек и жаб свойственно наружное оплодотворение, происходящее по мере откладки яиц. Исключение составляют хвостатые лягушки, у которых имеется совокупительный орган, и африканские живородящие жабы, клоаки которых при спаривании соприкасаются. Как правило, половозрелая самка лягушки направляется к самцу, издающему призывные звуки; самец обхватывает самку особым способом (так называемый «амплексус»). Яйца выходят наружу и оплодотворяются в несколько приемов. Если самец обхватывает другого самца или самку, уже отметавшую икру, то такой ошибочно выбранный партнер издает особый звук, после чего его отпускают. Фото

У рептилий имеет место внутреннее оплодотворение при помощи копулятивных органов. У Anolis carolinensis самец схватывает самку за шею, закручивает свой хвост вокруг ее хвоста и вводит в нее один из своих парных копулятивных органов.

Птицы. В отличие от разнообразного брачного поведения птиц процесс копуляции происходит у них более или менее однотипно. У большинства видов нет копулятивного органа, так что сперма переносится из клоаки самца в клоаку самки. При копуляции обе клоаки приходят в соприкосновение. Например, у дальневосточного перепела самец захватывает клювом перья на шее самки, взбирается ей на спину и старается привести свою клоаку в соприкосновение с клоакой самки.

Млекопитающие. Большая часть работ по изучению копулятивного поведения проводилась на лабораторных линиях серой крысы (Rattus norvegicus). Поэтому копуляция у крыс будет описана . здесь довольно подробно. Если самку в состоянии готовности к спариванию поместить в клетку, в которой находится самец, то дальнейшие события вполне предсказуемы. После первоначального ритуала ухаживания (обнюхивание, беготня, провокации со стороны самки) самец начинает преследовать убегающую самку. Когда он взбирается на самку сзади, она принимает стереотипную позу, называемую лордозом. При этом ее голова и задняя часть тела приподняты, спина прогнута вниз, а хвост отведен вбок. Обычно наблюдаются два типа копуляций. Копуляции одного типа, называемые «интромиссиями», состоят в том, что самец вводит пенис во влагалище самки примерно на четверть секунды, а затем быстро слезает с самки. Перед введением пениса самец может произвести несколько толчков тазом, однако внутривлагалищных толчков пениса не происходит. Примерно после десятка таких коротких интромиссий, следующих друг за другом с минутными интервалами, самец переходит к поведению второго типа, называемому «эякуляцией». При эякуляции самец-производит конвульсивные толчки пенисом и обхватывает самку на несколько секунд, прежде чем слезть с нее, после чего принимает стереотипную вертикальную позу. Полный комплект интромиссий, завершающихся эякуляцией, называют «серией». Эякуляция и соответственно внесение спермы никогда не происходят без предварительных интромиссий. После эякуляции половая активность временно прекращается; спустя примерно 5 минут она возобновляется, и начинается вторая серия. Обычно крысы совершают около семи таких серий, прежде чем наступает удовлетворение, признаком которого служит отсутствие попыток интромиссин в течение получаса.

У самца или самки можно выработать произвольно выбранную» оперантную реакцию, используя в качестве подкрепления предоставление им возможности копулировать с особью другого пола. Если удовлетворенному самцу предоставить вместо его прежней партнерши другую самку, то он может возобновить половую активность.

Не у всех млекопитающих копуляция происходит таким же образом, как у лабораторных крыс. Возможная схема классификации копулятивного поведения млекопитающих представлена на отдельной схеме. В основе этой схемы лежат четыре критерия: 1) возникает ли во время копуляции «склещивание», т. е. удерживается ли пенис во влагалище механически; 2) производятся ли внутривлагалищные толчки пениса; 3) необходимы ли для эякуляции предварительные многократные интромиссии; 4) происходят ли повторные эякуляции в одном эпизоде. Эта система допускает 24, т. е. 16 типов копуляции и позволяет охарактеризовать в этом отношении любой вид. У крыс не происходит «и склещивания, ни внутривлагалищных толчков, но эякуляции предшествуют многократные интромиссии, и эякуляция происходит также многократно. Таким образом, крысы относятся к типу 13.

Собаки при копуляции ведут себя совершенно иначе, нежели крысы. Наиболее характерная черта у них — склещивание самца с самкой: пенис самца, находясь во влагалище наливается кровью, после чего партнерам очень трудно разъединиться, даже если они стремятся к этому. Обычно самец слезает с самки, когда копуляция еще не окончилась, после чего склещенные партнеры стоят друг к другу задом. Копуляция у собак часто продолжается около 20 минут в отличие от очень коротких интромиссии у лабораторных крыс. У собак имеют место склещивание и внутривлагалищные толчки, но у них эякуляции не предшествуют многократные интромиссии и бывает по нескольку эякуляций, так что их поведение относится к типу 3.

Следует помнить, что типы копуляции различаются во многих отношениях и предложенная здесь схема представляет собой лишь один из возможных способов классификации. Разные виды, относящиеся по копулятивному поведению к одному типу, могут сильно различаться по своим позам при копуляции и количественным аспектам активности.