Оронго, чиру. Вид: Pantholops hodgsoni Abel, 1826 = Оронго, чиру. Полорогие. Bovidae (Cavicornia) = Полорогие. Антилопы, газели, козлы, бараны. Поведение питание, враги

Вид: Pantholops hodgsoni = Оронго, чиру, тибетская антилопа

Вид: Pantholops hodgsoni Abel, 1826 = Оронго, чиру, тибетская антилопа

Pantholops hodgsoni Abel, 1826 = Оронго, чиру, тибетская антилопа

В роде единственный вид: оронго — P. hodgsonl Abel, 1826. ОРОНГО (Pantholops hodgsoni) или чиру, малоизвестный родственник сайгака. У оронго нет такого ясного хоботка, как у сайгака, но носовая область, особенно с боков, ясно вздута. Размеры мелкие. Длина тела 120 — 130 см, высота в холке 90 — 100см, длина хвоста 18 — 30 см. Масса 25 — 35 кг. Самцы немного крупнее самок.

Телосложение легкое. Туловище удлиненное. Конечности длинные и тонкие. Копыта узкие, удлиненные. Шея средней длины, стройная. Голова короткая с приподнятым лбом. Глаза большие. Уши маленькие заостренные. На конце морды расположен очень маленький уч асток голой кожи. Рога имеют только самцы. Рога у самцов такие же полупрозрачные, восковые и вертикально поставленные, как у сайгака. Однако они очень длинные, значительно превосходят длину головы. В длину они достигают 70 см. Форма поперечника рогов эллипсовидная. Они слабо S-образно изогнуты, поставлены вертикально. Нижняя часть рогов имеет поперечные валики.

Pantholops hodgsoni Abel, 1826 = Оронго, чиру, тибетская антилопа

Средние копыта узкие, длинные, боковые маленькие округлые. Волосяной покров высокий, очень густой с большим количеством пуховых волос. Линька одна — в июле — августе. Окраска на спинной стороне тела серо-желтая, брюшная сторона белая или светло-серая. У старых самцов передние части ног и верх морды буро-черного или черного цвета. У оронго, в отличие от сайгака, нет пред-глазничных, хвостовых, межпальцевых специфических кожных желез. Имеются небольшие паховые железы. Сосков одна пара. В черепе лицевой отдел удлинен. Орбиты и наружное костное носовое отверстие очень большие. Края глазниц выдаются в стороны. Этмои-дальные отверстия отсутствуют. Костные слуховые барабаны маленькие. Щечные зубы гипселодонтного типа.

Pantholops hodgsoni Abel, 1826 = Оронго, чиру, тибетская антилопа

Распространен в высокогорных степях Тибета от Ладака до области Дзерниг-Нор и Оронг-Нор на востоке. Обитает на высокогорных равнинах и холмистых плато на высоте 4500—4700 м над уровнем моря. По наблюдениям Н. М. Пржевальского, держатся небольшими группами, зимой часто собираются в крупные стада. Активен в основном утром и вечером, а в середине дня и ночью отдыхают в ямках, которые выкапывают передними ногами. Эти ямки защищают их от постоянных холодных ветров. В таких же ямках рождают детенышей.

Имеют место сезонные миграции. Гон бывает в ноябре — декабре, и в этот период самцы собирают гаремы из 10—12 самок. В это время между самцами происходят драки. При появлении соперника самец глухо и отрывисто мычит. Между самцами бывают видимо весьма ожесточенные драки, поскольку нередко зимой встречаются самцы с глубокими ранами. Оберегая свой гарем, самец стремится собрать всех самок в плотную группу, издавая мычащие и блеющие звуки, он беспрерывно подгоняет их, стуча копытами о землю и подняв хвост кверху. В период гона на морде самцов около ноздрей кожные железы набухают до размеров голубиного яйца.

После гона исхудавшие самцы бродят поодиночке. Длительность беременности примерно 6 месяцев. Самка приносит в июле 1—2 детенышей, но в помете обычно один детеныш. Половозрелости достигают в 1,5—2,5 года. Продолжительность жизни 10—15 лет.

Миграция и поведение во время отёла в популяции тибетской антилопы

Pantholops hodgsoni Abel, 1826 = Оронго, чиру, тибетская антилопа

Была исследована мигрирующая популяция самок тибетской антилопы , или чиру (Pantholops hodgsoni) на территории отёла в западной части гор Кунлун в июне – июле 2005 года. На территории отёла занимающей площадь около 1200 км2, было насчитано 4000 – 4500 самок, но большая часть родов была сконцентрирована на площади в 350 км2 . Местообитания на которых происходит отёл расположены на высоте 4500 – 5000 м над уровнем моря , и имеют скудный растительный покров (менее 5 % ) , представленный главным образом карликовым кустарником Ceratoides compacta. Самки прибывали к месту отёла в конце мая и в начале июня из западной части Тибета , а в начале июля возвращались обратно.

Телята рождались с 17 июня по 7 июля, с пиком рождений с 24 июня по 3 июля. Рожало примерно 40 % самок . На новорожденных телят нападали волки , рыжие лисы и хищные птицы , но они были редки , и большая часть смертности телят не была связана с хищничеством. Остаётся неясным , почему чиру мигрируют на это место. Анализ их пищевых растений из территории отёла и из южного участка не показал заметных различий в питательной ценности. Предполагается что основной причиной такого поведения является стремление к избеганию хищников , паразитических инфекций и беспокойства со стороны человека и домашнего скота. (по материалам “Gnusletter” 2006, 25, 1. Подготовил Игорь Марийчук)