Мышь-малютка: Micromys minutus питание, размножение, гнездо, нора, поведение, биология, корм, запас, детеныши

Рассказ о мыше-малютке

Авторские рассказы зоолога, к.б.н., ЕВСТАФЬЕВА И. Л.

ФотоРассказ о мыше-малютке

Читать: Micromys minutus = Мышь-малютка

Читать дальше: МЫШЬ-МАЛЮТКА - рассказ о мыше-малютке

...Забравшись под куст терна, мышка встретила жука-навозника. Тот, подняв свои лапки, попытался защититься, но зверек быстро расправился с насекомым, оставив только его хитиновый панцирь и крылья. Цепляясь за веточки, мышь вскарабкалась на куст терна. Здесь, застлав все паутиной, пиршествовала семейка гусениц коконопряда. Большинство ближайших листочков терна было объедено ненасытными гусеницами, другие были съедены на половину.

Добравшись до гусениц, мышка схватила ближайшую и, придерживая ее извивавшееся тело передними лапками, быстро съела. Некоторые гусеницы, почувствовав опасность, отцепились от паутинного настила и кубарем скатились на землю. Другие пытались скрыться бегством, затаившись в паутинном гнезде. Здесь и настигла мышка еще парочку насекомых.

Умывшись сидя на горизонтальной веточке терна и придерживаясь за нее задними лапками и хвостиком, малютка отправилась в обратный путь. Ловко перелезая с веточки на ветку, со стебелька на стебелек, она быстро добралась до своего строящегося гнезда.

Прихватив с соседнего стебелька листочек, мышка забралась на готовый настил и возобновила временно прерванную строительную деятельность. Листочек за листочком пропуская через свой рот, она продолжала наращивать толщину настила. Когда солнце стало опускаться за лес, малютка еще раз отправилась на поиски корма. Немного пропетляв среди зарослей травы, она нашла одно невысокое растеньице, на котором уже созревали крошечные семена. Малютка раскрывала одну созревшую коробочку за другой, быстро насытилась питательными семенами. В среднем же в сутки ей необходимо до 2 г пищи. Вы подумаете, что это немного, но если учесть вес зверька, то это составит почти треть ее собственной массы!

После еды мышь-малютка в сгущавшихся сумерках забралась в кучу хвороста и там на нескольких сухих листочках и заночевала.

Проснулась малютка с восходом солнца. Чуть поежившись от утренней прохлады, она покинула место ночлега и направилась к новому строящемуся гнезду. По дороге зверек поймал пушистого паучка, нашел несколько семечек и старую кленовую крылатку. После такого плотного завтрака можно и поработать!

Мыши-малютки наиболее активны в утреннее время. Исключение составляют дни, когда выпадает обильная роса. Тогда зверьки покидают свои убежища несколько позже. Сильно ограничена активность мышей и в дождливые дни - сытые малютки предпочитают не высовываться из своих убежищ.

Добравшись до нового гнезда, где на настиле скопилось достаточно большое количество строительного материала, она стала в него зарываться. Немного там покрутившись малютка сделала в своей постройке небольшую полость. Выскочив через проделанное отверстие наружу за новыми листочками и возвратившись обратно, она продолжила сооружение гнезда Постепенно наращивая и уплотняя его стенки, мышка делала свое жилье все более прочным и надежным. Стягивая противостоящие листья, малютка придала гнезду расширяющуюся кверху куполообразную форму. И вот, наконец, заделаны все лишние отверстия а внутри гнездо аккуратно отделано нежными травинками. Малютка оглядела свое завершенное сооружение и явно осталась им довольна.

Прошло несколько дней и в гнездовой камере появились крошечные малыши. Масса каждого из них не превышала 1 г, а в длину они достигали всего 1,5 см. С четвертого дня у них начинает расти пушистая шерстка, которая к недельному возрасту становится достаточно густой. К концу второй недели детеныши прозревают, а юс шубки приобретают такую же окраску, как и у взрослых. Малыши с каждым днем становятся все более самостоятельными. Они начинают вылезать из гнездышка, спускаться на землю или взбираются на верхушки самых высоких стебельков. Найдут зернышко - съедят, поймают неосторожное насекомое - следует незамедлительная расправа. Самочка теперь перестает подкармливать подросших детенышей, и они приобретают полную самостоятельность.

Первое время они держатся неподалеку от материнского гнезда, куда регулярно возвращаются на отдых и скрываются от непогоды. Проходит еще несколько дней и молодежь окончательно покидает свою мать, расселяясь по окрестным полянам. А самочка после некоторого отдыха вновь принимает участив в гоне и после 18-20 дней у нее появится следующее потомство. За год одна самочка дает обычно 2-3, а редко и 4 поколения потомков.

Расселившиеся малыши, обосновавшись на новом месте, вскоре приступают к сооружению собственного жилья. Одни малыши располагают свои гнездышки на стеблях различных растений, размещая их на высоте от нескольких десятков сантиметров до метра и выше, другие - в бурьяне, скирдах или других укромных местах. Как правило, гнездо малютки довольно искусное сооружение шарообразной формы с одним или несколькими боковыми входами. Их диаметр колеблется от 7 до 20 см и больше.

Свое жилье маленькие строители сооружают не с одинаковым усердием. Одни гнезда строятся основательно, с плотными толстыми стенками и хорошо отделанным входом; другие, сооруженные на "скорую руку", сделаны небрежно и имеют очень рыхлую структуру, такую, что зверьки могут проникнуть во внутрь через стенку гнезда в любом месте.

Мыши-малютки активны круглый год, и даже в сильные морозы в спячку не впадают. Летом малютки селятся в зарослях кустарников и трав вблизи водоемов или на краю полей с посевами зерновых. Хотя мышки-малютки оседлые зверьки, однако в течение года могут совершать небольшие перекочевки, связанные с условиями существования. В конце лета после уборки зерновых в связи с ухудшением кормовой базы, зверьки переселяются в скирды, нередко проникают в жилые дома, склады, зернохранилища, где живут до наступления весны. Весной же малютки совершают путешествия обратно, переселяясь в открытые стации.

Где бы не обитали эти крошечные зверьки, кормом им служат семена разнообразных растений. Они с удовольствием поедают семена и зерна ржи, пшеницы, овса, кукурузы, проса, подсолнечника. Нередко на их столе оказываются плоды боярышника, шиповника, семена липы. Не прочь малютки полакомиться насекомыми и их личинками, дождевыми червями и пауками.

В периоды, когда основу рациона составляют семена, мышки нуждаются в воде, поэтому они поселяются в местах, где имеются постоянные водоемы.

Мыши-малютки подвергаются нападению многочисленных врагов. Избегать их зубов и когтей им удается благодаря скрытному образу жизни. Открытых мест они избегают, а при необходимости преодолевают их быстрым бегом - своеобразной рысью. Ни основное время они скрываются под пологом густых зарослей травы - здесь малютки чувствуют себя привольно.

Преследуемый зверек убегает от врага прыжками, скрываясь в ближайшем убежище: под корнями деревьев, в кучах хвороста, в норах грызунов, дуплах деревьев.

Мыши-малютки живут не долго - продолжительность их жизни редко превышает 6 месяцев, но они быстро развиваются и интенсивно размножаются.

Автор: И.Л.Евстафьев