Крокута. Пятнистая гиена. Crocuta Kaup, 1828 = Пятнистые гиены, крокуты. Хищные, Гиеновые

Вид: Crocuta crocuta = Пятнистая гиена

Crocuta crocuta Erxleben = Пятнистая гиена

Биология и экология пятнистой гиены

Вид: Crocuta crocuta Erxleben, 1777 = Пятнистая гиена

Crocuta crocuta Erxleben = Пятнистая гиена

Для благополучия гиены важно обилие копытных животных, трупы которых составляют основу ее питания. Пятнистая гиена использует туши больших позвоночных животных более эффективно чем другие плотоядные животные, у которые пропадают впустую до 40 % из их веса. Гиена способна усваивать питательные вещества из костной ткани, шкуры и даже фекалий других хищников. Она способна утолить голод даже трупами мертвых сородичей, находящимися на последней стадии разложения. Кости, рога, копыта, даже зубы перевариваются полностью в течение 24 часов.

Пятнистая гиена - эффективнейший из падальщиков, они использует все части тела, включая кости, которые перевариваются благодаря их специфической пищеварительной системе, и очень кислого желудочного сока.

Пятнистые гиены в зависимости от вида добычи, могут охотиться в одиночку, парами, а нередко устраивают настоящие облавные охоты, в которых участвует весь клан. Чаще всего, групповые охоты начинаются как преследования 1 или 2 гиенами, к которой присоединяются другие члены клана.

Пятнистые гиены успешно охотятся на молодых и слабых газелей, зебр, носорогов и других копытных животных; не брезгуют мелкими млекопитающими, птицами и их яйцами, рептилиями, насекомыми, а также плодами и овощами.

Охотиться в одиночку менее продуктивно, хотя одна гиена может одолеть даже антилопу гну весом в 170 кг. Стайные же охоты более успешны - три четверти из них заканчивается трапезой.

Crocuta crocuta Erxleben = Пятнистая гиена

Наиболее удачны охоты после сильной дневной грозы, которая делает почву скользкой и антилопы, ловятся более легко чем обычно.

Разделку туши гиены начинают обычно с живота, где шкура более тонкая и легче добраться до плоти. Затем стая переключается и на остальные части туши, в результате не остается ни шкуры, ни рогов, ни копыт. Очень часто жертвами таких охот становятся детеныши копытных.

Всякий раз, когда 2 или 3 гиены начинают питаться тушей добытого животного, они начинают ссориться; таким образом они невольно приглашают всех членов клана в пределах слышимости к банкету - и достаточно часто, львы также получают сообщение о наличии добычи. Генеральные сражения между конкурирующими кланами гиен из-за добычи возможны только около границ их участков.

Пятнистая гиена активна ночью, в поисках пищи она за ночь может преодолеть до 70 км. Они часто отмечаются в течение дня, отдыхающими в тени деревьев или лежащими в мелкой воде; пещеры, норы муравьеда и других животных используются для размножения.

Crocuta crocuta Erxleben = Пятнистая гиена

Во время активной охоты, на скорости около 60 км\час они настигают добычу и перегрызают главные кровеносные сосуды. Размер охотничьей группы зависит от вида добычи: обычно на спрингбока охотятся отдельные гиены, на антилопу гну группами до трех особей, на антилопу канна - группами по четыре.

Живая добыча обнаруживается при помощи зрения и слуха. Звуки, издаваемые другими хищниками привлекает гиен с расстояния в 10 км. Обычно львы не могут быть оттеснены от добытой туши, если их в группе не менее четырех или на трапезе присутствует взрослый самец льва.

Пятнистые гиены - очень социальный вид, они живут сообществами, или матриархальными кланами, число особей в котором может достигать 80 особей. Основу клановой структуры составляет жесткая иерархическая система, основанная на матриархальных принципах. Костяк клана составляет доминирующая самка, как правило, самая крупная и сильная, и ее потомство. Все члены клана демонстрируют ей свое подчинение, вылизывая ее гениталии.

В кланах самки по иерархической лестнице стоят выше самцов. Детеныши наследуют социальное положение их матери. Социальный разряд каждой особи определяет его приоритет доступа к продовольствию, и другие критическим запасам.

Каждый клан владеет своей собственной территорией, занимающей до 1 800 км., границы которой животные метят, используя пахучие выделения анальных желез. Территории патрулируются членами клана, а участки кланов разграничены анальными метками пахучих желез и навозными кучами, содержащими большие количество белого костного осадка. По периметру своих владений члены клана оставляют как запаховые, так и визуальные метки, в частности они царапают землю когтями, обозначая тем самым границу своей территории.

Оба пола имеют анальные пахучие железы, из которых выделяется густая, липкая секрецию, используемая для отмечания территории. Эта железистая секреция сохраняется в особом мешочке вне заднего прохода. Во время запаховой маркировки гиена, в положении приседания, выворачивает содержимое этой железы чтобы нанести секрет на злаки, ветки, палки и другие объекты.

В дополнение к этому дефекация в области уборной - другой способ отметить их территорию. Уборная состоит из нескольких кучек экскрементов, которые оставили различные гиены клана в том же самом месте. Вследствие того, что экскременты содержат большое количество остатков костей, они имеют белый цвет, поэтому такие метки видны издалека и являются хорошими территориальными маркерами...