Красноклювый буйволов скворец. Buphagus erythrorhynchus = Красноклювый буйволов скворец. Буйволовы скворцы, волоклюи. Род: Buphagus Brisson, 1760 = Буйволовы скворцы, волоклюи. Скворцовые. Семейство: Sturnidae Rafinesque, 1815 = Скворцовые: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Buphagus = Буйволовы скворцы, волоклюи

Buphagus africanus = Буйволовая птица, африканский [желтоклювый] буйволов скворец

Вид: Buphagus erythrorhynchus = Красноклювый буйволов скворец

Читать : Настоящие скворцы

Наиболее известен буйволовый скворец, или волоклюй (Buphagus erythrorhynchus). Сверху он оливково-бурого цвета, по бокам головы, на подбородке и горле светлее, снизу светло-бледно-ржаво-желтого цвета. Маховые и нижние кроющие перья крыльев темно-бурые. Радужная оболочка и голый глазной ободок золотисто-желтые. Клюв светло-красный. Ноги бурые. Длина достигает 21 см, размах крыльев 33, длина крыла 11, длина хвоста 9 см.

Область распространения буйволового скворца обнимает всю среднюю Африку. То там, то здесь он живет в сообществе со своим сородичем. Я часто встречал его в Богосе и могу сообщить о его образе жизни на основании собственных наблюдений.

Буйволового скворца встречаешь маленькими стайками из 6—8 штук, почти исключительно поблизости от больших млекопитающих, без которых он, по-видимому, совсем не может жить. Они следуют за стадами пасущихся коров или верблюдов или сидят на некоторых из них, обыкновенно на каком-нибудь одном животном. Из сообщений некоторых южноафриканских путешественников мы узнаем, что точно такую же услугу, как и стадным животным, они оказывают слонам и носорогам. По Левальяну, они садятся и на антилоп, следовательно, по всей вероятности, вообще на всех больших млекопитающих. Они посвящают свою деятельность именно тем животным, на которых встречаются поранения, привлекающие мух. Поэтому абиссинцы ненавидят этих скворцов, думая, что они своим клеванием только растравляют и не дают заживать натертым местам.

На самом деле их просто привлекают налившиеся кровью клещи и личинки различных слепней и оводов, которые скрываются под кожей животного. Последних скворцы ловко вытаскивают из их ячеек, первых же склевывают со всех частей тела. Разумные животные, которые знают скворцов еще смолоду, вовсе не выказывают неудовольствия по поводу такого поведения птиц; наоборот, они скорее относятся к ним с истинным дружелюбием и позволяют им делать свое дело сколько угодно, не отмахиваясь от них даже хвостом. Напротив, те животные, которые не знают еще скворцов, носятся как бешеные, когда почувствуют на себе сидящих птиц, прилетевших с лучшими намерениями. Так, Андерсон рассказывает, как в южной Африке однажды утром его упряжные быки начали выделывать самые уморительные прыжки и пришли в дикое смятение, когда их посетила стайка буйволовых скворцов. Тяжело пораненные лошади, в особенности те, у которых стерта спина, а также ослы и верблюды, раны которых начинают заживать, точно так же стараются освободиться от скворцов и согнать их, большею частью, конечно, безуспешно, быстрыми скачками, подергиванием кожей, ударами хвоста и валяясь по земле. В этом случае они, пожалуй, на самом деле могут быть замучены скворцами и, может быть, приостановят заживление своих ран.

Курьезное зрелище представляет собой лошадь или верблюд, покрытые красноклювыми буйволовыми скворцами. Эренберг совершенно прав, говоря, что эти птицы лазают по животному, как бы по деревьям. Скворец умудряется достать всякое место на теле животного. Он подвешивается под брюхом между ногами, лазает по нему то головой вверх, то вниз, прицепляется даже к половым частям, садится на спину, на нос — короче, досконально обыскивает все тело. Мух и оводов он ловко снимает прямо с кожи, засевших в ней личинок вытаскивает из-под нее. Однако, что бы он не делал, животные остаются спокойными, так как они знают, что временная боль от клевания птицы приведет лишь к их пользе.

Со своей стороны буйволовые скворцы доверяют только животным, в отношении же человека они держат себя очень осторожно. При приближении его, в особенности незнакомого, вся компания, насевшая на животное, быстро вскарабкивается на спину, усаживается там и внимательно наблюдает за приближающимся. Все птицы, каких я видел, не подпускали меня ближе 40 шагов. Обыкновенно они слетают гораздо раньше, взвиваются сначала кверху, отлетают легким полетом, широко распустив крылья, часто на небольшое расстояние и возвращаются назад, описав в воздухе большую дугу. Если они чуют опасность, они уже не опускаются вторично на животное, но садятся всегда на какое-нибудь возвышенное место, большею частью на высокую каменную глыбу. Я никогда не видел их сидящими на деревьях. Несомненно, что дико живущие животные постепенно приучаются обращать внимание на предостережение буйволовых скворцов.

Относительно размножения и гнездования их я ничего узнать не мог, и вообще образ жизни этих странных птиц еще требует дальнейших наблюдений.