Бекасовые, Семейство: Scolopacidae Rafinesque, 1815 = Бекасовые, бекас, якан, бегунки и кулики: Charadriiformes = Ржанкообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Tringa = Улиты

Род: Tringa Linnaeus, 1758 = Улиты Фото

Читать : Семейство Бекасовые

ФИФИ (Tringa glareola) в общем похож на черныша. Спина у него буровато-серая с большим количеством черно-бурых и беловатых пестрин, бока тоже в темных пестринах. От черныша он хорошо отличается как несколько более светлая и пестроватая птица с несколькими темными полосами на хвосте. Свойственного чернышам резкого контраста черного и белого у фифи нет. Длина крыла фифи 11,5-13 см, вес 60-65 г. Фифи - более северная птица, нежели черныш. Он широко распространен в южных частях тундры, где есть много кустарников, в лесотундре и в лесной зоне к югу до 53-54° северной широты. На Сахалине и в Приморском крае его нет. Зимуют фифи в Африке южнее Сахары, в Южной Азии и далее до Австралии включительно. Неполовозрелые и не приступающие в данном году к гнездованию птицы проводят все лето в кочевках, нередко оставаясь на местах зимовок. Многие из них отлетают на север, но задерживаются в пути иной раз значительно южнее своей гнездовой области.

Фифи - живой куличок, ловко бегающий по мокрому мху или траве. При этом он постоянно совершает качательные движения: трясет, подобно белой трясогузке, задней частью тела. Особенно заметно это бывает, когда кулик только что сел на землю. После прилета, да и позднее фифи легко выдает свое присутствие брачными полетами, сопровождающимися громкими мелодичными выкриками. Во время тока в воздухе "пение" фифи слышится почти непрерывно. После того как птицы сядут на яйца, они становятся малозаметными, но стоит появиться птенцам - и крик взрослых птиц опять слышен отовсюду. Они взлетают на кусты или на небольшие деревья и без конца тревожно кричат. Гнездо у фифи бывает всегда на земле, в нем 4 яйца. Насиживают и самец и самка, но самка значительно больше. Длительность насиживания 22-23 дня.

УЛИТ БОЛЬШОЙ (Tringa nebularia) самый крупный из палеарктических улитов. Это в общем серая птица с крупными продольными темными пестринами на перьях. Брюшная сторона птицы белая с крупными каплевидными пестринами на зобе и боках и мелкими пестринами на горле. Задняя часть спины и надхвостье белые. Клюв длинный, вершинная часть его немного загнута кверху. Ноги зеленоватые. Длина крыла 18-19,5 см, вес 150-200 г. Гнездится большой улит от северной части Скандинавии и Ленинградской области до верховьев Анадыря и Камчатки, а также на севере Англии. Зимует он на юге Европы, в Африке, Южной Азии и далее на юг до Австралии включительно.

Отдельные экземпляры этого вида могут быть встречены летом южнее его гнездовой области в степных частях нашей страны и в пустыне (например, по Амударье). В небольшом числе негнездящиеся особи встречаются также в Африке и в Индии, на местах зимовок. Большой улит - осторожная птица, встречается чаще в одиночку или маленькими группками. Садится на деревья, по крайней мере в гнездовое время. Голос его - громкое мелодичное "тлюи-тлюи", иногда "крю-крю-крю". Кормится большой улит главным образом водными насекомыми и их личинками - водными клопами, жуками, личинками двукрылых, стрекоз. Это единственный из наших куликов (кроме кулика-сороки), который иногда ловит рыбу. Кормясь на воде, большой улит делает иногда быстрые вибрирующие движения лапками по грунту, взмучивает воду и затем ловит поднявшихся вверх беспозвоночных..

ЧЕРНЫШ (Tringa ochropus) в лесной зоне Палеарктики весьма обычен. Это небольшого размера улит, ростом примерно со скворца, с относительно недлинными (для улитов) ногами и с прямым, довольно длинным клювом. Спина у него буровато-черная с зеленоватым отливом и мелкими белыми краевыми каемками на перьях. Горло, брюшко и подхвостье белые. На зобе и груди имеются темные пестринки. Надхвостье белое, рулевые тоже белые, но с широкими темными поперечными полосами, которые резче всего заметны на средней паре рулевых перьев. Длина крыла 13-15 см, вес 70-80 г. Область обитания черныша охватывает лесную зону от Норвегии, Дании и Австрии до берегов Охотского моря и Татарского пролива. На север черныш распространен примерно до полярного круга, на юг - до лесостепи включительно. Область его зимовок частично уже Англия и страны Средиземного моря, основные места зимовок - огромная территория Африки (конечно, исключая ее пустынные части), Южная Азия до Цейлона и Филиппинских островов.

С зимовок черныши прилетают в марте - апреле, в Западной Сибири, например под Тюменью или на реке Обве, они появляются в начале мая. Для гнездования черныш выбирает опушки лесов, поляны, вырубки вблизи воды, хотя бы длительно существующих луж. Черныш имеет обыкновение устраиваться в чужих гнездах, и притом не на земле. Он откладывает яйца в гнезда дроздов, реже голубей, ворон, соек и других птиц. Конечно, он предпочитает брошенные гнезда, но иногда облюбовывает и занятые, где уже есть яйца настоящего хозяина. Кладет яйца и в беличьи гнезда.

Значительно реже черныш гнездится на земле в очень плохо устроенном гнезде. В полной кладке черныша бывает 4 яйца палевого, бледно-оливкового или коричневого цвета с пятнами. Насиживают их оба члена пары в течение 20-22 дней. Выведшиеся птенцы сидят примерно 2 дня в гнезде, после чего вываливаются из него. Когда птенцы начинают летать, они покидают леса и перелетают кормиться на открытые места - в широкие речные и озерные долины и на сырые луга. В Ленинградской области замечается передвижение чернышей к югу уже в начале августа, в Башкирии они исчезают в первой половине сентября, в районе Оренбурга - во второй половине этого месяца. Черныш обычно выдает свое присутствие громким мелодичным криком, похожим на "тлюи-тлюи". Чаще всего голос подается в момент взлета. В лесах черныша нередко можно увидеть около луж. При взлете он легко узнается благодаря резкому контрасту между белым надхвостьем и черным цветом спины и крыльев. Полная линька начинается на местах гнездования и заканчивается на кочевках и пролете, Фотоу отдельных особей на зимовках. Весенняя частичная линька, охватывающая мелкое оперение, происходит на зимовке и на первых этапах пути к местам гнездования.

ТРАВНИК (Tringa totanus) широко распространен почти по всей Европе, кроме Балканского полуострова, и в Азии до Татарского пролива. На севере Европы он гнездится до Cанкт-Петербурга, на юге Азии до северных предгорий Гималаев. Зимует в Африке, Южной Азии, частично в Англии и Италии. Это довольно крупный улит в общем светло-бурого цвета, с белой задней частью спины и с белой полосой на крыльях, которая хорошо видна во время полета птицы. Тонкий прямой клюв темный, у основания красноватый, ноги оранжево-красные. Крикливая птица, гнездящаяся по травянистым болотам и мокрым лугам. В Армении может быть встречен на высоте, превышающей 3000 м, а на Памире встречается на высоте 4000 м.