Динозавры в Антарктиде.История Антарктиды. Перемещение Антарктиды. Мир динозавров. Все о динозаврах

Динозавры в Антарктиде

ФотоЧитать дополнительно: Динозавры: эволюция жизни на Земле

...Нетипичная эволюция

Оледенение Антарктиды началось 34 млн. лет назад. До того момента этот континент был таким же, как любое другое место на Земле, свободным ото льда и покрытым растительностью, о богатстве которой можно судить по Южной Америке, Тасмании или Новой Каледонии. Но вследствие геологических причин расстояние между Антарктидой и Австралией стало увеличиваться, и в расширяющийся пролив хлынули циркулирующие в полярной области течения. Образовался холодный Южный океан, а одинокая Антарктида постепенно замерзала, теряя своих обитателей. Ледяной щит наступал по поверхности, стирал буйную некогда растительность и населявших ее животных.

Угасание местных существ проходило нетипичным путем. Эволюционное развитие предполагает, что на основе старых видов появляются новые и жизнь в целом продолжается. В Антарктиде же ледник вытеснил почти все живое. Его размер временами изменялся, и случалось, что ближайшая к Южной Америке часть континента вновь обретала растительность, но лишь на короткое время. Последние 2—3 миллиона лет живой мир Антарктиды отличался крайней бедностью по сравнению с тем, что было до оледенения.

Какие тайны скрывает этот последний период истории Антарктиды?

Несмотря на то что доступные для изучения горные породы занимают менее 1% поверхности континента, ученым все же удалось сделать несколько интересных находок. Временем непосредственно перед оледенением датируют фрагменты 14 позвоночных животных. Среди них — остатки похожего на мышь существа Antarctodolops dailyi, найденные на острове Симор, кости древних пингвинов Archaeospheniscus wimani и Palaeeudyptes gunnari, маленькое млекопитающее из рода Trigonostylops и даже вымершие ныне макроухении Victorlemoinea. Все ископаемые схожи с южноамериканской фауной, что подтверждает существование мостика между континентами в то время. Три миллиона лет назад климат Антарктиды резко ухудшился, началось массовое вымирание растений и животных, чему палеонтологи нашли подтверждения.

В последнее время я работал в местечке под названием Марин Плейн, недалеко от станции Дейвис. Там в осадочных породах, которые образовались примерно 4 млн. лет назад на месте мелкого залива, захоронены остатки различных морских животных. Нам удалось определить два новых вида дельфинов, один из которых 8,5 м длиной, и 4 вида других китообразных. Все они — вымершие. В слоях также попадались ископаемые омары. Сейчас эти морские раки не живут в водах Антарктики, но обитают рядом с Австралией, где значительно теплее. То же можно сказать о некоторых видах моллюсков, которые покинули холодное место и мигрировали севернее, оставив в Марин Плейн лишь следы своего пребывания. Эти факты говорят о том, что климат в Антарктиде 4 млн. лет назад был теплее и ледяной щит не покрывал еще весь континент.

Необычное вымирание антарктических видов оставляет немало вопросов, разрешить которые помогут новые находки. Однако поиск крупных экземпляров растений и животных труден из-за оледенения. Гораздо больше надежд ученые возлагают на бурение океанического дна, которое дает информацию об ископаемых микроорганизмах, их возрасте, условиях жизни и эволюции. А образцы спор и пыльцы позволяют документировать мельчайшие изменения в жизни прибрежных растений.

Сейчас Антарктическую область населяют в основном морские животные: птицы, рыбы, беспозвоночные. Они появились здесь около 20 млн. лет назад и не связаны прямо с наземными видами, обитавшими на континенте до его оледенения. К примеру, тюлени возникли в Северном полушарии 23 млн. лет назад. Когда они перебрались в Южное полушарие точно неизвестно, но некоторые виды, среди которых тюлень Росса, Уэдделла, морской леопард, уникальны. Вероятно, они зародились в Антарктике, но их ископаемые формы до сих пор не найдены.

Читать дальше: Динозавры в Антарктиде