Персидская (кавказская) белка. Вид: Sciurus anomalus = Персидская (кавказская) белка. Белки, белка. Род: Sciurus Linnaeus, 1758 = Белки, Sciuridae Gray, 1821 = Беличьи, Белки

Вид: Sciurus anomalus = Персидская (кавказская) белка

Род: Sciurus = Белки

Семейство:Sciuridae Gray, 1821 =Беличьи

Род:Sciurus Linnaeus, 1758 = Белки

Вид: Sciurus anomalus Gmelin, 1778 = Персидская (кавказская) белка

Вид: Sciurus anomalus Gmelin, 1778 = Персидская (кавказская) белкаФото

Белка кавказская (персидская)- Sciurus anomalus (Gmelin,1778)

Подвиды: S. a. anomalus Gmelin 1778 – Закавказье и северо-восток Малой Азии (Турции); S. a. persicus Erxleben 1777 = S. a. pallescens Gray 1867 – Курдистанский хребет (север Иордании, Ирака и западная часть Ирана); S. a. syriacus Ehrenberg 1828 = S. a. historicus Gray 1867 – Восточный берег Средиземного моря (побережье Турции, Сирии, Израиля и Ливана). Огнев указывает еще один подвид – S. a. fulvus Blanford 1875, встречающийся в горах у западного берега Персидского залива (юго-запад Ирана, Шираз) (Огнев, 1940)

Вид впервые обнаружен Гюльденштедтом в 1772 г. во время экспедиции в Грузию в 1771-1773 годах в ущелье реки Сулори, в предгорьях северного склона Месхетского хребта. Сначала он причислялся к подроду Sciurus Linnaeus 1758. В 1909 г. Олдфилдом Томасом (Thomas, 1909) выделен в отдельный подрод Tenes.

Кавказская белка - эндемик Ближнего востока и Кавказа, в целом немногочисленный. В Грузии, в связи с интродукцией обыкновенной белки Sciurus vulgaris, вытеснившей кавказскую белку из смешанных лесов численность и ареал сократились (Енукидзе, 1960; Енукидзе, Заркуа, 1985) не менее чем на 20%. Ныне сокращение ареал в Закавказье усилилось и происходит по причине сведения лесных массивов человеком. Оценить этот процесс мы не можем, не имея данныФотох о масштабах вырубки лиственных лесов. Вид, ни в одной стране обитания не охраняется, в Red List IUCN предложен статус: LR/nt, для всех стран. Закавказская популяция вида состоит из локальных субпопуляций, вероятно с не затрудненным обменом особями, т.к. здесь лиственные леса сильно фрагментированы, но не окончательно оторваны друг от друга.

Кавказская белка имеет следующие размеры – Длина тела = 197-255 мм. Длина хвоста = 130-173 мм. Длина ступни = 46-60 мм. Высота уха = 23-31 мм. Вес = 332-432 г. Мельче обыкновенной белки, шерсть короче. Уши маленькие, несколько округлены, с маленькой кисточкой на конце. На задней стопе имеет 5 мозолей, иногда имеется слабо выраженная шестая мозоль. Этим отличается от обыкновенной белки Sciurus vulgaris, имеющей 4 мозоли. Огнев указывает, что у кавказской белки 10 сосков, тогда как у обыкновенной белки 8 (Огнев, 1940). Однако Шидловский считает, что у кавказских белок, обитающих на Большом Кавказе, 8 сосков, а у живущих в Южном Закавказье и Иране 10 сосков. (Шидловский, 1976).

Верхняя сторона тела буро-серовато-палевая, с чёрновато-бурой или серебристо-серой рябью; на боках тела мех каштаново-бурый и на нижней стороне от ржаво-желтовато-коричневого до почти белого с темно-желтовато-оранжевым налетом. Хвост от интенсивно каштаново-ржавого до светло-оранжево-коричневого. Задние конечности сверху и частью бока окрашены как спина; ступни палево-желтовато-серые, с неправильным пятном у внутреннего края (Harrison, Bates, 1991; Шидловский, 1976). Зверьки из Абхазии окрашены ярче, особей из других областей Закавказья (Огнев, 1940). Зимой мех ярче и чернее на задней части спины и бледнее на брюшке (Шидловский, 1976).

S. a. persicus – окрашен бледнее номинативного подвида; S. a. syriacus – окрашен темнее номинативного подвида. Спина, хвост и задние лапы темные, иногда почти черные с проседью, образованной серыми концами остевых волос. Брюшко оранжевого цвета.

Вероятно, у всех подвидов окраска варьирует на протяжении их ареала, и несколько изменятся по сезонам (Harrison, Bates, 1991; Шидловский, 1976).

Кавказская белка обитает в лесах Закавказья, Малой и Передней Азии, на некоторых островах Эгейского моря (Лесбос и Гекчеада) в Западном и Юго-Западном Иране. (Harrison, Bates, 1991; Mitchell-Jones et al., 1999). На территории бывшего СССР обитает на Кавказе. Встречается на южном макросклоне Большого Кавказа от Абхазии до реки Гердыман-Чай и на Сурамском (Лихском) хребте, соединяющем Большой Кавказ с Малым. Известна на северном макросклоне Малого Кавказа от ущелья реки Чорох до Муров-дагского хребта и восточных склонов Карабахского хребта. (Громов и др., 1963). На юге Азербайджана и Армении не найдена. Часть авторов предполагает обитание кавказской белки в верховьях Аварского и Андийского Койсу, на Северном Кавказе (Флинт и др., 1970; Громов, Ербаева, 1995). Однако большинство исследователей считает, что ее там нет. Этот вид был в 1964 году вселен в "Белградский лес" недалеко от Стамбула в Европейской части Турции. Диапазон высот соответствует нижней и верхней границе леса.

Ареал разорван на отдельные популяции, что связано с уничтожением в историческом прошлом больших массивов широколиственных лесов и иссушением климата. На территории бывшего СССР основная часть ареала кавказской белки находится в Закавказье. Популяции, находящиеся в Иране, Турции, и Леванте не связаны друг с другом и с закавказской частью ареала. (Harrison, Bates, 1991). Можно говорить о четырех основных изолятах: 1. Закавказский – охватывающий Грузию, север Армении и Азербайджана, а так же северо-восток Турции (S. a. anomalus); 2. Средиземноморский – расположенный вблизи средиземноморского побережья Турции, Сирии, Израиля, Ливана и на севере Иордании (S. a. syriacus); 3. Курдистанский – расположенный на севере Ирака и западе Ирана (S. a. persicus); 4. Иранский – находящийся на юго-западе Ирана у Персидского залива (Шираз) (S. a. fulvus) (Огнев, 1940; Павлинов и др., 1995).

Кавказская белка экологически приурочена к дубово-буковым лесам и примыкающим к ним орехово-фруктовым рощам (Шидловский, 1976). Избегает субальпийские леса с высоким травяным покровом, мертвопокровные, высокоствольные буковые леса и жердинники (Енукидзе, 1960). В годы неурожая основных кормов выходит в смешанные леса (Громов, Ербаева, 1995). В смешанных лесах Закавказья, обитает совместно с обыкновенной белкой Sciurus vulgaris, интродуцированной на Кавказ в 30-50 годах XX века. Считается что, из-за сильной конкуренции этих видов, кавказская белка Sciurus anomalus постоянно вытесняется из смешанных лесов (Енукидзе, 1960; Енукидзе, Заркуа, 1985). В лиственных лесах конкуренция слабее, так как обыкновенная белка в основном обитатель хвойных лесов.

Численность закавказской белки Sciurus anomalus невысокая и подвержена значительным колебаниям. В некоторых местах обитания ее не удается увидеть иногда в течение многих лет. Однако существуют места, где она встречается постоянно и довольно обильна (Шидловский, 1976). Наибольшей численности достигает в перестойных лесах, богатых дуплами (Громов, Ербаева, 1995) и ореховых рощах (Енукидзе, 1960).

Основные хищники, охотящиеся на белку, лесная и каменная куницы. Новорожденных бельчат в большом количестве уничтожает ласка (Енукидзе, 1960).

Кавказская белка - важный объект питания куницы и других мелких лесных хищников. Заготовливая на зиму большие запасы корма под корнями деревьев, способствует лучшему выживанию мелких грызунов в период зимы. Разбрасывая при кормежке семена деревьев и орехи, участвует в их распространении.

Кавказская белка линяет в конце марта апреле и с августа по октябрь (Енукидзе, 1960).

Питается семенами деревьев, орехами, каштанами, желудями, различными фруктами, ягодами, грибами, почками и побегами лесных деревьев и кустов, животная пища в ее рационе носит случайный и второстепенный характер. Согласно данным Г.П. Енукидзе за одно кормление кавказская белка способна съесть около 30 гр. ореховых или каштановых ядер. Орехи грецкие и лещина – являются предпочтительной пищей. Питательная ценность пищи оказывает влияние на интенсивность размножения. Так в ореховых рощах Закатальского района Азербайджана Енукидзе насчитала 81,4% беременных самок. В тоже время в соседнем буковом лесу, в Лагодехском заповеднике, только 33,3% самок были с эмбрионами. Однако, в Ливане и Израиле белка питается преимущественно семенами кедра, сосен и желудями (Harrison, Bates, 1991).

В питании наблюдаются сезонные изменения. С осени до весны основу питания составляют семена деревьев. Весной и летом возрастает роль зеленых кормов и увеличивается потребление животной пищи. С марта по сентябрь включительно, у более чем 70% вскрытых зверьков в желудках присутствовало некоторое количество зеленых частей растений и остатки животного происхождения (Енукидзе, 1960).

На зиму делает запасы из орехов, каштанов, желудей, грибов, укладывая их в разнообразные укрытия, часто в прикорневых пустотах стареющих деревьев (Шидловский, 1976).

Гнезда устраивает в дуплах, приблизительно в 3-5 метрах над землей или в прикорневых пустотах. Редко делает гайно из веточек и листьев (Шидловский, 1976). По данным Енукидзе преимущественно заселяет дупла расположенные в 5-14 м над землей (Енукидзе, 1960). Предпочитает вяз, липу, клен и дуб (Сатунин, 1920; Огнев, 1940). В густом, прямоствольном, мертвопокровном буковом лесу обычно не селится. Предпочитает дупла в отдельно стоящих деревьях с густой кроной, среди развитого подлеска. Вход в гнездо чаще обращен на юг, либо юго-восток и находится в районе развилки (Енукидзе, 1960). Входных отверстий в дупло может быть от одного до трех. Проход у входа шире (8 Х 10 см), а дальше сужается (6 Х 8 см) (Енукидзе, 1960). Выстилка гнезда в дупле трехслойная: первый, наружный слой состоит из сухой трухи, второй – из измельченных листьев, третий, внутренний слой из целых листьев и мха (Енукидзе, 1960). Одно и тоже дупло несколько лет служит местом для устройства гнезда (Сатунин, 1920).

Живут кавказские белки по одиночке и парами. Есть сведения, что в условиях дефицита укрытий одно дупло могут использовать одновременно многие зверьки (Harrison, Bates, 1991). Закавказская белка активна днем, пики активности приходятся на раннее утро и предвечерние часы, в темноте активность часто снижается. Ведет древесный образ жизни. С легкостью перелетает с ветки на ветку, делая прыжки от 3 до 5 м. На новых местах залезает на голые суки и ветки, осматриваясь. При опасности скрывается в верхних ветвях кроны или замирает, прижавшись к стволу. Часто (чаще, чем обыкновенная белка) спускается с деревьев и хорошо бегает по поверхности земли. Хорошо плавает, но неохотно идет в воду (Сатунин, 1920; Огнев, 1940)

Массовые миграций как у обыкновенной белки, неизвестны. Перемещения носят местный, вертикальный характер. Белки по мере созревания плодов в горах передвигаются вверх по склону.

Голос кавказской белки металлический, "чит-чит-чит" (Огнев, 1940), хорошо отличающийся от других звуков в лесу (Шидловский, 1976)

Неволю переносит плохо, обычно дика и пуглива, даже в молодом возрасте (Енукидзе, 1960).

Биология размножения этого вида известна гораздо хуже репродуктивных особенностей обыкновенной белки. В Закавказье кавказская белка размножается круглый год, с тремя пиками: в конце января – начале февраля, в конце апреля и с середины июля до конца августа. Вероятно, большинство самок дает два помета в год, и часть рожает три раза. Беременность продолжается – до 30 дней. Количество зародышей колеблется от 1 до 7 (Енукидзе, 1960; Огнев, 1940; Mitchell-Jones et al., 1999). В помете обычно 2-4 детенышей (Шидловский, 1976), которые рождаются голыми и незрячими. Половозрелости они достигают в возрасте 5-6 месяцев (Шидловский, 1976). Географические вариации репродуктивных особенностей не известны. Источник: www.biodiversity.ru