Чернохвостая луговая собачка в доме. Вид: Cynomys ludovicianus Ord = Чернохвостая луговая собачка. Луговые собачки. Cynomys Rafinesque, 1817 = Луговые собачки

Вид: Cynomys ludovicianus = Чернохвостая луговая собачка

Семейство: Sciuridae Gray, 1821 =Беличьи

Род: Cynomys Rafinesque, 1817 = Луговые собачки

Вид: Cynomys ludovicianus Ord = Чернохвостая луговая собачка

Читать дополнительно: Чернохвостая луговая собачка

Семейно-групповой образ жизни с отсроченным расселением молодняка характерен для многих видов крупных наземных беличьих, в том числе для чернохвостой луговой собачки, Cynomys ludovicianus, распространенной на юге провинции Саскачеван в Канаде и ряде степных регионов США. В отличие от других представителей наземных беличьих, этот вид не залегает зимой в спячку, хотя в зимний период гораздо менее активен, чем в летние месяцы. Спаривания самцов с самками отмечаются в конце февраля - начале марта. Детеныши рождаются в конце марта или апреле и выходят на поверхность в мае. Число молодых зверьков в выводке невелико — в среднем 2.9. Период молочного вскармливания длится от 4 до 7 недель.

Молодые особи приступают к размножению в возрасте двух лет или старше. Ежегодная смертность в популяциях чернохвостой луговой собачки достигает 50%.

Поселения чернохвостой луговой собачки имеют мозаичную структуру, в которой выделяются относительно крупные образования — колонии, или "варды" , отделенные одна ОТ другой участками высокотравья, речными протоками, холмами и другими элементами рельефа. Особи из соседних колоний могут видеть или слышать друг друга, но крайне редко вступают в прямые контакты. Каждая колония состоит из нескольких территориально обособленных субъединиц — "котерий", представляющих собой сложные семейные группировки, в состав которых входят взрослый самец, от 1 до 6 взрослых самок, полувзрослые (годовалые) особи и сеголетки. В наиболее крупных семьях может быть до трех взрослых самцов. Некоторые котерий объединяют только взрослых самцов (от 2 до 4), однако наиболее типичный состав — пара взрослых особей с разновозрастным молодняком. Число особей в котериях варьирует от 2 до 10, и в среднем составляет 6.3.

Активность всех членов котерий сосредоточена на ограниченном участке обитания с отчетливо выраженными границами. Его площадь составляет в среднем 0.26±0.12 га. Участки ближайших котерий, как правило, не перекрываются. Взрослые особи, особенно самцы, входящие в состав одной котерий, охраняют занимаемую территорию, однако территориальные конфликты возникают относительно редко. Можно полагать, что пространственная обособленность котерий обеспечивается охраной территории на первых этапах ее освоения и в дальнейшем поддерживается взаимным избеганием охраняемых участков.

В котериях с несколькими самцами выявлена иерархия доминирования, проявляющаяся, однако, в достаточно мягкой форме.

Взрослые самки обычно более осторожны, чем самцы, и заняты, преимущественно, воспитанием детенышей. Наблюдения показывают, что по окончании периода спариваний они проявляют агрессивность по отношению к самцам и отгоняют их от гнездовой норы. Агрессивность самок снижается только после выхода молодняка. Выводки обычно держатся вместе. У молодых зверьков хорошо выражено аффилиативное поведение, в особенности акты обследования и социальные чистки (груминг), адресованные взрослым особям. Среди детенышей отмечено соперничество в виде игровой борьбы и взаимного преследования. Важной формой взаимодействий между взрослыми и молодыми особями служат взаимные чистки.

Наблюдения показывают, что в крупных котериях (сложных семейных группах) самки в большинстве случаев (62%) спариваются с одним самцом. Множественное отцовство обнаружено только в 3 из 102 обследованных выводков. Самцы, напротив, спариваются с несколькими самками. В простых семейных группах с парой взрослых особей самка спаривается преимущественно со "своим" партнером (в 73% случаев) и дополнительно — с самцами-соседями. В семейных группах с несколькими самцами самки спаривались последовательно, по меньшей мере, с двумя самцами. Часть самок (18%) спаривалась как со "своими" партнерами, так и с самцами из соседних семейных групп. Некоторые самки (2%) спаривались исключительно с самцами из соседних семейных групп. В целом, систему спаривания у чернохвостой луговой собачки можно назвать полигинической, однако имеет место и факультативная полиандрия.

Исследования указывают на высокий уровень генетического разнообразия семейных группировок, и в связи с этим выдвинуто предположение, что семейно-групповой образ жизни чернохвостой луговой собачки и соответствующее ему поведение сформировались благодаря высокой степени инбридинга и процессам, обусловленным генетическим дрейфом. Однако существуют механизмы избегания инбридинга, в частности, расселениг молодых зверьков и особей старшего возраста из семейных групп. Молодые самки по достижении половой зрелости могут оставаться в составе своей семейной группы, но молодые самцы, как правило, расселяются в возрасте 12-14 месяцев. Кроме того, самки, приступающие к размножению в возрасте одного года, спариваются, как правило, с неродственными самцами, а взрослые самцы в ряде случаев переходят в другую семейную группу прежде, чем их дочери достигают возраста половой зрелости.

Процессы, связанные с расселением, подробно изучены в ходе исследования, проведенного в 1979-1982 гг. в штате Дакота (США) с использованием радиотелеметрии. Выявлены, в частности, перемещения некоторых особей как в пределах одной колонии (варды), так и между соседними колониями (на расстояние, составляющее в среднем 2.4 км). Нечастый обмен особями между отдельными котериями (семейными группами) происходит круглый год. Массовые переходы зверьков из одной колонии в другую отмечены только весной, и этот процесс совпадает с выходом молодняка. У расселяющихся особей выявлены существенные различия, связанные с возрастом. Среди самцов преобладали годовалые неполовозрелые особи (91%), расселение которых связано с поиском половых партнеров. Однако в большинстве случаев самцы спариваются с самками лишь на следующий год. Реже отмечаются переходы годовалых самцов из одной семейной группы в другую, и в этом случае они сразу приступают к размножению. Что касается расселяющихся самок, то их возраст обычно превышает два года. За весь период исследований не выявлено ни одного случая образования новой колонии (варды), состоящей исключительно из мигрантов.

Внедрение мигранта в любую колонию поначалу встречает активное сопротивление со стороны резидентов. Присутствие "чужака" возбуждает всех членов семейных групп, и они активно нападают на него. В результате "чужак" вынужден скрываться от преследования во временных норах на периферии колонии. В итоге, только 12 из 27 (44%) мигрирующих особей, за которыми вели наблюдения, закрепились в составе новых колоний, и лишь менее половины из них (40%) дожили до следующей весны и приняли участие в размножении.

Переходы зверьков из одной семейной группы в другую в пределах одной колонии связаны, главным образом, с истощением кормовых ресурсов на охраняемой территории. В этой ситуации часть особей погибает либо из-за постоянных агрессивных стычек с особями-соседями, либо от истощения, но некоторые особи, в особенности самки, выживают, если им удается войти в состав соседних семейных групп.

Таким образом, расселение в популяциях чернохвостой луговой собачки, в целом приуроченное к весеннему периоду, способствует перераспределению особей в семейных группах и колониях, и благодаря этому снижается степень инбридинга и оптимизируется использование кормовых ресурсов.