Питание, дыхание, биология, теплокровность динозавров. Птицетазовые: особенности анатомии. Птицеящер. Птиценогий и утконосый динозавр. Птицетазовый динозавр. Страусовый динозавр

Биология и образ жизни динозавров

Как дышал динозавр?

О том, каким был эффективный объем легких у ископаемых, можно судить, изучая сочленения между позвоночным столбом и ребрами животного. У древнейших их видов дыхательная система была существенно слабее, чем, например, у тираннозавров рекс и других, живших ближе к окончанию юрского периода. Грудная клетка последних обладала лучшей способностью к расширению. Ранние ящеры Северной Америки были в состоянии за единицу времени поглощать на сорок процентов меньше воздуха, чем поздние, жившие после середины юрского периода. Что касается динозавров Южной Америки, то у них подобное развитие происходило намного позднее.

Тайны носа динозавровра

Где у динозавров были расположены ноздри? Вероятно, их положение относительно носовых отверстий в черепе в целом определялось теми же факторами, что и у других позвоночных. Однако, глядя, например, на гигантский – около 1,5 м – череп тиранозавра, определить, где именно располагались ноздри на голове живого животного, не так уж и просто.

Традиционно считалось, что ноздри динозавров располагались над носовыми отверстиями в черепе, и, соответственно, были сдвинуты на верхнюю часть морды, ближе к глазам. Это предположение было высказано еще ранними палеонтологами, которые изучали кости диплодоков, брахиозавров и других зауропод – гигантских четвероногих ящеров с длинной шеей и длинным хвостом. Исследователи предполагали, что эти животные вели полуводный образ жизни и расположение ноздрей наверху морды было удобно во время плавания. Со временем и других динозавров стали изображать с ноздрями, сдвинутыми кверху.

Исследованиями в этой области занялся Лауренс Уитмер из Универститета Oгайо. Он изучил взаимосвязь между расположением ноздрей и носовых отверстий в черепах многих наземных позвоночных, заливая в ноздри погибших животных латексный раствор непроницаемого для рентгеновских лучей сульфата бария, и анализируя затем направление и форму носовых ходов на ренгеновских снимках. Оказалось, что в большинстве случаев, в том числе у ящериц и ближайших живых родственников динозавров – крокодилов, носовые ходы прямые, и ноздри располагаются прямо напротив носовых отверстий в черепе, на кончике морды.

Кроме того, Уитмер обратил внимание, что мелкие отверстия для кровеносных сосудов и нервов, снабжающих кровью и иннервирующих ткани вокруг ноздрей, располагаются в костях черепа крокодилов и ящериц спереди от носовых отверстий. На черепах динозавров эти отверстия имеют такое же положение, из чего следует, что и у них ноздри располагались не наверху, а на кончике морды; не под углом, а по прямой линии от носовых отверстий.

Такое расположение ноздрей удобно тем, что при дыхании поток воздуха следует прямо в легкие, в то время как при верхнем расположении ноздрей в носовых ходах образуются «карманы», «мертвое пространство», воздух в котором застаивается. Это не только несколько затрудняет вдох, но и ограничивает обонятельные способности животного, лишая его возможности быстро реагировать на появление нового запаха или изменение его интенсивности. Для динозавров же, судя по всему, обоняние было весьма важным чувством, что также должно было способствовать смещению ноздрей не вверх, а вперед, на кончик морды.

По материалам журнала Australia Nature: 2000, V. 26. № 8; 2002. V. 27, №№ 5–6

О питании растительноядных динозавров

Шведские ученые установили, что динозавры ели траву еще 65-71 млн. лет назад, хотя ранее найденные окаменелости с остатками травы датировались только 55 млн. лет назад.

Как сообщила представитель Музея естественной истории Швеции Каролин Стромберг, исследователи изучили фекалии, найденные рядом с останками сауроподов (титанозавров) в Индии.

Ранее палеонтологи считали, что тиpанозавры обгрызали лишь хвойные растения. У них были зубы, как у нынешних бобров. Предположительно динозавры ели прототипы нынешних риса и бамбука. Похожих на нынешние степные растения тогда еще не было, пишет Gazeta.ru.

www.obozrevatel.com.ua

Были ли динозавры теплокровными?

Вопрос о том, были ли динозавры теплокровными, очень важен, ибо если да, то их следует считать гораздо более биологически развитыми, чем это представлялось ученым прежде.

У ученых имеются определенные основания полагать, что по крайней мере некоторые из динозавров могли быть теплокровными, вроде млекопитающих или птиц. К примеру, известно, что конечности одних динозавров располагались при ходьбе прямо под туловищем, в точности как у млекопитающих и птиц. У других в конечностях имелись широкие кровеносные сосуды, как у млекопитающих. Наконец, у длинношеих особей кровяное давление должно было быть высокое, чтобы кровь могла поступать в мозг (вспомните жирафа).

Размеры яйца в любом случае ограничены. Взрослый апатозавр должен бы быть примерно в 100 тыс. раз крупнее, чем детеныш, вылупившийся даже из самого большого яйца. Многие ученые полагают, что ни одно животное не способно расти такими темпами, чтобы настолько увеличиться к зрелому возрасту. В то же время изучение окаменелостей позволяет сделать вывод, что кости конечностей юного апа-тоэавра были всего лишь вчетверо меньше соответствующих костей взрослой особи. Трудно представить себе, что столь громадный "младенец" мог бы поместиться даже в самом крупном яйце. А это означает, что он вполне мог появиться на свет уже в "готовом" виде, подобно детенышам млекопитающих. Некоторые ученые рассуждают следующим образом: "Чтобы вырасти в настоящего великана, нужно уже родиться большим. А чтобы удиться большим, нужно родиться уже сформировавшимся".

Безошибочный признак теплокровия — хороший аппетит. К примеру, лев съедает количество пищи, равное собственному весу, примерно за неделю. А вот холоднокровному комодскому дракону (крупнейшая из ныне живущих ящериц) на это требуется около двух месяцев. Если гигантские плотоядные динозавры были теплокровными, то их прожорливость должна была поражать воооражение. Скажем, ти-ратозавру нужно было бы съедать около тонны мяса ежедневно. Добыть столько еды по силам лишь высокоактивному теплокровному животному. Но если тиранно-завр был холоднокровным, как комодский дракон, то он мог бы обойтись гораздо меньшим количеством пищи. Так каким же он был на самом деле?

Американский ученый Роберт Беккер относится к числу современных теоретиков науки о динозаврах. Его перу принадлежит ряд новаторских теорий в этой области. Мир динозавров Бек-кера разительно отличается от того, каким его представляли ученые до него. "Беккеровские" динозавры были энергичны и быстроноги. По мнению ученого, громадные зауроподы жили большими стадами, а плотоядные динозавры искусно охотились. Пожалуй, самое важное из всех воззрений Беккера — его утверждение, что динозавры могли быть теплокровными животными.