Строение динозавров, анатомия, морфология. Особенности анатомии динозавров. Строение. Кожа. Мозг. Мир динозавров. Все о динозаврах

Особенности анатомии динозавров

Анатомические особенности динозавров

Как и все архозавры, динозавры имели диапсидный тип черепа с двумя, а не с одним, как у других пресмыкающихся, височными впадинами позади глазницы. Это делало череп более легким, освобождало место для развития более мощной челюстной мускулатуры, способствовало большей подвижности и более совершенному действию челюстей при питании. Кроме того, эти изменения в строении височной области черепа содействовали совершенствованию слухового аппарата.

Другой характерной чертой, свойственной динозаврам, было строение тазового пояса и постановка конечностей, обеспечивавшие Б ольшую подвижность животных. В отличие от других архозавров и большинства рептилий, задние ноги динозавров были выпрямлены и при ходьбе двигались в вертикальной плоскости, как у птиц и млекопитающих. Большинство же других рептилий (например, крокодилы, ящерицы, черепахи) имеет широко расставленные в стороны лапы. В тазовом поясе динозавров был сложнее устроенный крестец из пяти сросшихся позвонков и прободенная вертлужная впадина, куда входила головка бедренной кости. Эти анатомические особенности сделали динозавров самыми подвижными из сухопутных обитателями мезозоя.

Одной из удивительных особенностей некоторых крупных растительноядных динозавров как ящеротазовых (диплодоки, брахиозавры), так и птицетазовых (стегозавры, анкилозавры), особенностью, не имевшейся ни у каких других животных, было наличие второго мозга (это нашло свое отражение в родовом названии одного из них: «диплодок» в переводе с греческого означает «двудум»). Дело в том, что объем мозга внутри сросшихся крестцовых позвонков тазового пояса в 10—100 раз превышал объем головного мозга. Возникает вопрос, какой мозг, задний или передний, был главным? Полагают, что задний мозг координировал работу конечностей, передний — пищевую активность и органы чувств. Такая «децентрализация» функций мозга, как считают некоторые исследователи, была одной из причин вымирания динозавров в конце мелового периода.

В связи с особенностями своей анатомии (массивные задние конечности, огромное тело и рудиментарные передние «ручки») гигантские хищные динозавры сталкивались и с другой серьезной проблемой: в случае падения они не были способны вновь подняться на ноги, так как не могли ни опереться на слабые передние конечности, ни подсунуть под тяжелое тело задние ноги.

Налицо явная нескореллированность строения: приспособление к быстрому бегу и неспособность подняться при неизбежном падении при таком способе движения.

Динозавры были двуполыми, однако ученые до сих пор не знают достоверно, чем отличались самцы от самок. Предполагается, что у рогатых динозавров самцы имели более длинные и массивные рога, которые могли использоваться в качестве турнирного оружия для утверждения мужского достоинства. У утконосых динозавров, обладавших гребнем на голове, самцы имели более длинный гребень, как в случае с некоторыми современным птицами, например, курами. Предполагается даже, что некоторые формы, различающиеся по таким морфологическим признакам и величине и описанные как разные виды и роды, представляют собой самцов и самок, принадлежавших к одному биологическому виду.

Некоторые из динозавров вели стадный, кочевой образ жизни. Растительноядным, в том числе и гигантским, так было проще защищаться от врагов, хищным же было легче расправляться с добычей.

Литература: Charig A. A new book at the dinosaurus. New York. 1983. Основные группы динозавров И. С. Барсков