Игуанодон . iguanodon. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Семейство: Iguanodontidae = Игуанодонты

Перейти в оглавление раздела: Виды динозавров

Игуанодон

Игуанодоны - крупные травоядные ящеры из группы птиценогих динозавров-орнитопод. Их тело достигало 9 метров в длину и вес составлял более 5 тонн. Обитали игуанодоны в мезозое на территории Западной Европы, Северной Африки и Монголии.

Когда впервые был обнаружен скелет игуанодона, то ученые решили, что перед ними скелет неизвестной гигантской ящерицы, но потом поняли, что ошиблись. Оказалось, что строение бедра игуанодона больше похоже на птичье, тогда как у большинства динозавров оно ближе к бедру ящерицы.

Впервые кости игуанодона были обнаружены в Англии, затем похожие останки были найдены в угольных копях Бельгии. Благодаря таким бесценным находкам удалось не только составить подробный портрет динозавра, но и узнать о его образе жизни, повадках, привычках.

Детеныш игуанодона мог передвигаться на двух задних конечностях. Затем, когда его вес становился больше, он опускался на все четыре лапы. Однако, даже будучи тяжеловесным, игуанодон всегда мог подняться, опираясь на какое-нибудь дерево или обхватывая его передними ногами.

Впервые с игуанодоном ученые познакомились в начале девятнадцатого века (примерно в 1818 - 1822 году) благодаря семье английского сельского врача Гидеона Мэнтел, увлекавшегося палеонтологией. Когда он со своей женой Мэри собирали ископаемые кости и зубы в карьере в окрестностях небольшого городка Суссекса, то обнаружили несколько окаменевших зубов какого-то древнего животного, а также несколько небольших окаменевших костей. Самым интересным в находке оказалась листовидная форма зубов.

Ученые, осмотревшие находки первоначально определили, что зубы принадлежат древнему носорогу, а кости - бегемоту. Но Мантелла засомневался в их правоте. И когда однажды, в лаборатории знакомого зоолога, он увидел зуб небольшой современной ящерицы - игуаны, то обнаружил, что ее зубы были почти точной, но во много крат уменьшенной копией зуба найденного им древнего животного. Это говорило о том, что таинственная ископаемая находка - останки древней рептилии, которой и дали в 1825 г. название "игуанодон" (т.е. игуанозуб или«Зуб игуаны»).

В 1876 г. в Бельгии, в угольной шахте в окрестностях селения Берниссар, было найдено целое кладбище игуанодонов. В нем насчитывалось 39 скелетов этих животных, при этом многие из них были полными. Найденные останки были тщательно отпрепарированы и смонтированы в Брюссельском музее в положении на двух ногах.

Самое удивительное в строении игуанодона - его ноги. Они были поразительно похожи на когтистые лапы гигантской птицы, при этом на передней ноге было пять пальцев, а на задней — только три. Коготь игуанодона был такой огромный, что известный английский ученый Ричард Оуэн принял его за рог.

Интересным было и строение головы игуанодона, которая спереди начиналась ртом в виде клюва, внешне очень похожего на клюв попугая. Игуанодон, как истинный вегетарианец, мог срывать клювом листву и побеги растений, помогая себе пальцами передних лап. Весь световой день приходилось проводить игуанодона в поисках корма и его поедании, так как еды требовалось огромное количество этому 5-ти тонному гиганту .

Обследованные окаменевшие следы игуанодов, обнаруженные в разных частях Земли, позволили установить, что жили эти ящеры большими стадами. Именно в больших стадах им было легче прокормиться и защититься от врагов. Особенно уязвимыми были детеныши, которые могли быстро передвигаться на двух задних конечностях. Если детенышам угрожали враги, например, бариониксы, родители пускали в ход когтистые лапы, чем надолго отбивали у хищника охоту связываться с игуанодонами.

Детеныш игуанодона, когда его вес становился больше, опускался при передвижении на все четыре лапы. Однако, даже будучи тяжеловесным, игуанодон всегда мог подняться, опираясь на какое-нибудь дерево или обхватывая его передними ногами.