Диметродон. Род: Acrocanthosaurus † = Диметродон

Семейство: Sphenacodontidae † = Сфенакодонты

Acrocanthosaurus = Диметродон

Род: Dimetrodon † = Диметродон

Перейти в оглавление раздела: Виды динозавров

Acrocanthosaurus = Диметродон

Диметродоны (Dimetrodon) —это род хищных представителей семейства сфенакодонтов, которые жили в пермский период примерно 280—265 млн лет назад. Диметродоны эволюционно находятся к млекопитающим ближе, чем к настоящим рептилиям. Они относились к числу наиболее развитых животных своего времени. Хотя диметродоны по внешнему облику, несомненно, похожи на типичных динозавров, но они таковым не является, так как диметродоны вымерли еще до появления на нашей планете самых первых динозавров.

Диметродоны достигали в длину 2,7—4,0 метров и быил крупнейшими хищниками своего времени. У них имелись зубы двух типов: резцы и клыки, что отличало их от рептилий, зато ноги не были подобраны под туловище, как у млекопитающих. Самой характерной и яркой чертой диметродонов был так называемый парус, который был образован из натянутой на выросты спинных позвонков кожи. «Парус», по-видимому, являлся своеобразной системой регуляции температуры тела, так как диметродон мог использовать его как для согревания на солнце, так и для охлаждения на ветру. Благодаря ему диметродон быстро мог согреться прохладным утром, используя лучи восходящего солнца , таким образом, опережал по активности своих гораздо более вялых потенциальных жертв.

В процессе эволюции подобные паруса развились у у других доисторических животных, в том числе и у амфибии Platyhystrix, у пеликозавра Edaphosaurus и динозавра Spinosaurus. У всех отмеченных видов паруса  служили терморегуляторами. Специальные рассчеты показали, что 200-килограммовый хладнокровный диметродон без паруса разогревался бы с 26 °C до 32 °C за 205 минут, а с парусом — за 80 минут.

Диметродоны могли использовать свой парус и в брачных играх и мог служить половым признаком: возможно, самцы имели более крупный и яркий парус, чем самки. Парус также мог служить камуфляжем среди вертикальных стеблей растений или выполнять роль настоящего паруса при плавании. «Парус» развивался постепенно в течение жизни, известны находки молодых особей диметродона с невысокими остистыми отростками. Молодые особи, по-видимому, обитали в зарослях по берегам водоемов, взрослые — жили в лесах и на равнинах.

Диметродоны питались любыми животными, которых могли одолеть. Интересно, что в условиях примерно равного соотношения биомассы хищников и растительноядных (характерного для раннепермских фаун), основу питания в отдельные периоды могла составлять рыба. В 2008 году команда Р. Бэккера обнаружила четкие признаки того, что диметродоны поедали пресноводных акул — ксенакантид. Возможно, акулы оставались в пересыхающих прудах, где становились жертвой пеликозавров.

Диметродон, судя по размеру и форме зубов, был плотоядным животным, одним из наиболее опасных хищников своего времени. У него был длинный хвост; массивные ноги. Диметродон был достаточно большим хищником: длина его тела достигала 3,3 м, а это даже больше чем размер среднего автомобиля.

Останки диметродона обнаружены в Северной Америке, где он и обитал. Назвать причину исчезновения диметродонов практически невозможно - она является для современных ученых загадкой. Однако большинство специалистов склонны считать основной причиной вымирания диметродона появление на просторах Земли более высокоразвитых животных, соперничества с которыми он не выдержал и вымер...