Колорадский монстр дышал мешками Крупнейший британский динозавр. Когда впервые обнаружили кости динозавров

Колорадский монстр дышал мешками

Перейти в раздел о Новых находках динозавров

Читать: * О новых видах динозавров

В конце мелового периода по берегам аргентинской Рио-Колорадо бродил причудливый динозавр. У 10-метрового хищника были «пневматические» кости, а дышать лёгким помогали воздушные мешки, которые сейчас есть только у птиц. Видимо, эксперименты со строением костей и дыхательной системой природа продолжала и на ветвях эволюции, параллельных птичьей.

Окаменелыми костями динозавра в наше время уже никого не удивишь, а запасники и коллекции большинства музеев могут позволить проводить палеонтологические исследования, не выезжая из дому. Теперь ученые сосредоточились на анализе лишь самых уникальных образцов, а особый интерес представляют или гигантские хищники, всегда вызывающие неподдельный страх и влечение публики, или переходные и промежуточные формы, детальный анализ останков которых – лучший способ заработать уважение специалистов.

Пол Серено и его южно- и североамериканские коллеги решили убить двух зайцев, а динозавр, ставший объектом для их исследования, и вовсе скончался еще в позднем меловом периоде.

Описанный ими Aerosteon riocoloradensis, то есть аэростеон рио-колорадский, обладал воздушными мешками – уникальной особенностью, характерной в наше время только для птиц.

Благодаря кистеперым рыбам все наземные позвоночные обладают легкими – губчатой, насыщенной кровеносными сосудами тканью, основная роль которой – интенсивный обмен газов, в первую очередь кислорода и углекислого.

Естественно, потребности организма и интенсивность газообмена напрямую зависят от темпов обмена веществ, отсюда и строение этого самого легкого. Например, жабы и лягушки, лишь изредка решающиеся на короткие заплывы, довольствуются простым мешком с редкими перегородками, а площадь поверхности легкого у взрослого человека за счет альвеол в 35 раз превосходит площадь поверхности всего тела. Во многом благодаря этим 70 квадратным метрам мы можем позволить себе марафонские дистанции и бурную мозговую деятельность.

Но птицам одних легких оказалось недостаточно, так что они обзавелись воздушными мешками – специальными емкостями, располагающимися за легкими и позволяющими дышать не только на вдохе, но и на выдохе.

И в отличие от всех остальных наземных животных сама легочная ткань птиц не «дышит» – в том смысле, что не расширяется и не сужается: разницу давлений, необходимую для заполнения и освобождения от воздуха, берут на себя воздушные мешки. Они наполняются вместе с легкими во время вдоха, и когда птица выдыхает, из легких выходит «отработанный» воздух и заменяется «чистым» из мешков. Кроме того, последние оказываются весьма полезными для ныряния, а соответствующие полости рядом с органами позволяют избежать перегрева особо ретивым пернатым.

Десятиметровый хищник, останки которого обнаружены ещё в 1996 году на берегах аргентинской Рио-Колорадо, обладал похожим «снаряжением».

Возможно, именно экипировка позволила изолированной южноамериканской популяции дожить до позднего мела, в то время как его ближайший родственник аллозавр в отделённой тогда океаном Северной Америке пострадал под натиском тираннозавра.

Описанный в PLos ONE аэростеон не пострадал и от ученых: для того чтобы найти воздушные мешки, им даже не пришлось пилить кости, работу за них сделал компьютерный томограф.

Как и у птиц, скелет аэростеона под стать названию оказался «пневматизированным». По мнению Серено, полости, содержащиеся в костях, подтверждают существование воздушных мешков. И хотя никакими ключевыми особенностями птичьего скелета наподобие киля или особой грудной клетки аэростеон не обладал, у него была «вилочка», которую так любят разламывать любители загадать желание, а его легкие работали в точности как у птиц.

Трудно себе представить, что этот хищник размерами больше слона обладал очень легкими и воздушными костями.

Птицы как класс возникли раньше, чем этот экземпляр почил на берегах Рио-Колорадо, однако ученые уверены, что их находка подтверждает длительную предварительную подготовку эволюции к полёту.

Кроме того, эти вытянутые полости внутри тела кроме дыхания были весьма эффективны в перераспределении массы тела у двуногих бегунов и в отведении тепла от мощных мышц. И, хотя о тонкой структуре строения по останкам возрастом 85 миллионов лет судить трудно, Серено обнаружил у своего подопечного мешки еще и под кожей, так что жертва могла смело сдаваться уже при одном только виде вздутого и даже немного пульсирующего грозного хищника.

Читать дальше: * Новые находки и открытия