Полевая мышь: поведение. Apodemus agrarius Pallas, 1771 = Полевая мышь. Лесные и полевые мыши, Apodemus Каир, 1829 = Лесные и полевые мыши, Биология, поведение, питание, размножение, убежища, враги, корм, норы

Полевая мышь: поведение

Семейство: Muridae Gray, 1821 = Мышиные

РодApodemus Каир, 1829 = Лесные и полевые мыши:

Вид:Apodemus agrarius Pallas, 1771 = Полевая мышь

Полевая мышь — Apodemus (Apodemus) agrarius Pallas, 1771

Читать дополнительно: Apodemus agrarius Pallas, 1771 = Полевая мышь

Полевая мышь, Apodemus agrarius — вид, широко распространенный на европейском континенте, в Казахстане, Киргизии, а также в Сибири на восток до Байкала. В условиях Дагестана размножение полевой мыши начинается в конце марта и продолжается до октября. Беременность длится 22 дня, в помете обычно насчитывается 5-7 детенышей. Сеголетки достигают половой зрелости в возрасте 3-4 месяцев.

Исследование, проведенное в 1956 г. в Волго-Ахтубинской пойме с использованием методики повторных отловов на площадке мечения размером 3.5 га, показало, что в летний период (июнь-июль) взрослые особи, особенно самцы, отличаются высокой подвижностью и широко перемещаются в поисках семян злаков. Площадь участков обитания взрослых самцов в этот период составляла в среднем 3200 м2 (п=6), а у размножающихся самок — 1300 м2 (и=12). По другим данным, в середине августа суточный участок обитания взрослого самца занимал площадь 0.16 га, а у взрослой самки — 0.18 га.

Повторных попаданий в одну ловушку у оседлых зверьков было мало, и это служит еще одним показателем их высокой подвижности в летний период. Индивидуальные участки и взрослых, и молодых особей широко перекрывались.

В июле 1956 г. на части площадки мечения было выявлено взаимное перекрывание участков обитания 19 особей, в том числе у двух взрослых самцов, четырех взрослых самок и 13 молодых зверьков. Гнездовые участки беременных самок не были обособленными. В частности, у двух особей, относящихся к этой категории, доля взаимного перекрывание участков обитания составляла около 50%. Участки некоторых взрослых самцов перекрывались на 75-80%. Высокая степень перекрывания участков обнаруживается и у молодых особей.

В сентябре 1956 г. подвижность оседлых зверьков резко снизилась, что могло быть связано с увеличением кормности угодий при появлении семян лесных трав и желудей. В этот период участки обитания взрослых самцов сократились в среднем до 1500 м2 (и=5), а у размножающихся самок — до 600 м2 (л=12). С уменьшением площади участков обитания понизилась и степень их перекрывания. Участки обитания пяти беременных самок осенью были полностью обособленными, а в остальных случаях перекрывались попарно, и лишь в одном случае — одновременно у трех самок. Доля перекрывания участков обитания составляла 20-30%. Участки взрослых самцов перекрывались в той же степени, что и летом.

В другом исследовании, проведенном в 1979-1980 гг. в Черкасской и Полтавской областях, подтверждено, что в летне-осенний период участки взрослых самцов и самок широко перекрываются. К наиболее подвижной части населения относятся молодые особи. Средняя площадь участков обитания взрослых самцов составляла 3200 м2. Взрослые самки с выводками занимали меньшие участки обитания (в среднем 1200 м2) без строгой пространственной изоляции. Таким образом, участки самцов в 2-3 раза крупнее, чем участки самок.

Участки рецептивных самок в летний период посещали все взрослые самцы. Молодые зверьки после выхода из выводковой норы в течение нескольких дней могли оставаться на материнском участке, где занимали временные норы, а в последствии расселялись на расстояние до I км. Осенью размеры участков обитания взрослых особей сокращались в 2 3 раза, Сведения о поведении взрослых особей в природе практически отсутствуют. Имеется лишь указание на то, что при встрече самки с другими особями своего вида наблюдали взаимные преследования.

Эксперименты по парному ссаживанию взрослых и молодых особей на "нейтральной территории" (Золотарев, 1983) свидетельствуют, что взрослые самцы агрессивно реагируют на молодых зверьков. В связи с этим можно полагать, что агрессивность взрослых самцов служит одним из механизмов регуляции плотности населения и способствует расселению молодняка. Более подробных сведений о пространственно-этологической структуре поселений полевой мыши не обнаружено.