Мир динозавров. Все о динозаврах, динозавры история, динозавры в броне, динозавры животные, про динозавры, динозавры фото, виды динозавров, изображение динозавров, описание динозавров, все о динозаврах, динозавры сайт, летающие динозавры, происхождение ди

Предшественники динозавров

ФотоЧитать о видах - предшественниках динозавров: * Как рыбы вышли на сушу * Ихтиостега - эксперимент природы

* Дицинодонт* История освоение земли - первые позвоночные * Мезозойская эра: динозавры

ПРЕДКИ ДИНОЗАВРОВ

В начале триасового периода, перед появлением динозавров, на Земле существовала разнородная группа текодонтов – архозавровых рептилий мелких и средних размеров. Среди них выделялись легко сложенные и быстро бегающие двуногие формы, известные под названием псевдозухии («ложные крокодилы») и представленные, например, родом Saltoposuchus. Особенностями скелета они напоминали динозавров, но были менее специализированными. Текодонты опирались в основном на всю стопу (стопохождение), тогда как динозавры – только на пальцы (пальцехождение).

Предками их были, безусловно, какие-то двуногие текодонты. Таз последних примерно такой, как у ящеротазовых, к которым и могла вести от них прямая линия развития. Таз птичьего типа, по-видимому, возник у динозавров позже. У птиц он, возможно, развился независимо, поскольку они произошли от ящеротазовых. Обычно птиц выделяют в самостоятельный класс Aves, но иногда предлагают рассматривать их как одну из групп тероподовых динозавров, т.е. как оперенных теропод, в составе отряда Saurischia.

Непосредственные предки текодонтов точно не известны. Более 225 млн. лет назад, в пермском периоде палеозойской эры, среди примитивных рептилий выделилась группа, и звестная под названием «эозухии» («ранние крокодилы»). Внешне они напоминали ящериц длиной ок. 30 см. Позже из эозухий возникли ящерицы, змеи и новозеландская гаттерия. От них же могли произойти и текодонты, но этот вопрос остается открытым. Если они действительно потомки эозухий, эту группу следует считать предковой для всех ныне живущих рептилий, за исключением черепах. Последние произошли независимо, от еще более примитивных форм. Прямые предки черепах неизвестны, но, возможно, к ним близка мелкая зубастая рептилия Procolophon пермского возраста.

Об особенностях примитивных динозавров позволяют судить недавние находки позднетриасовых представителей этой группы в Аргентине, Бразилии и Южной Африке. Среди них хорошо сохранились череп и другие части скелета мелкого, легко сложенного животного, названного Eoraptor. Судя по этому, а также другим примитивным триасовым родам, например Herrerasaurus и Staurikosaurus, первые динозавры были двуногими. Они отнесены к тероподовым ящеротазовым, но набор диагностических признаков этой группы у них неполон, а их таксономическое положение остается спорным. Современником этих теропод был довольно плохо сохранившийся род Pisanosaurus из Аргентины. Он считается птицетазовым. Сходные, но несколько более поздние примитивные птицетазовые известны по находкам в Южной Африке. Очевидно, что разделение динозавров на ящеротазовых и птицетазовых произошло в скором времени после их возникновения из нединозавровых предков.

Когда в конце триаса на Земле появились динозавры, климат на значительной части суши, по-видимому, был довольно прохладным и сухим, способствовавшим эволюции быстроногих животных. Более ранние наземные позвоночные населяли преимущественно влажные низменности с обилием озер, рек и болот и достаточно высокими температурами. Ящеротазовые динозавры одними из первых приспособились к климатическим особенностям мезозоя. Однако они достигли своего расцвета в юрском периоде, когда на большей части Земли снова воцарились теплые и влажные условия. Из триасовых отложений известны как ящеротазовые, так и птицетазовые, но обильными в то время были только первые.

Литература:

Charig A. A new book at the dinosaurus. New York. 1983.

Основные группы динозавров И. С. Барсков.