Виды динозавров: Аллозавр и Алксазавр. Динозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Алксазавр: инфраотряд Теризинозавры

Инфраотряд: Therizinosauria (Maleev, 1954) = Теризинозавры

Теризинозавры (или Сегнозавры) были найдены в отложениях возрастом от раннего до позднего мела на территории Монголии, Китая и западной части США. Название «теризинозавры» происходит от  теризинозавра, названия одного из представителей этой группы, а «сегнозавры» - от сегнозавра.

Теризинозавы имели длинные шеи, широкие торсы. Задние лапы были с четырьмя пальцами, используемыми при ходьбе, что делало их похожими на прозауропод. Их уникальные кости таза были похожи на тазовые кости птицетазовых динозавры, а их когти и лапы больше походили на лапы и когти хищных теропод.

Теризинозавров считали родственниками прозауропод до середины 1990-х годов, когда был обнаружен алксазавр, окаменелости которого сохранились почти полностью. Алксазавр напоминал скорее теропода, нежели прозауропода, поэтому теризинозавров в современной классификации относят к тероподам.

Связь между теризинозаврами и другими тероподами окончательно была установлена в связи с открытием примитивных представителей группы, таких, как бейпяозавр в 1999 году и фалкарий в 2005. Ученые, которые описали фалкария, отмечали, что он представляет промежуточный этап между хищными и травоядными тероподами. Хотя в настоящее время теризинозавры классифицируются как тероподы, их черепа напоминали черепа зауроподов формой зубов и челюстей, поэтому вероятно то, что они были растительноядными.

Наиболее яркой характеристикой теризинозавров являются огромные когти на лапах, которые у некоторых видов (таких как теризинозавр) достигали в длину девяносто сантиметров. То, что теризинозавры могли вытягивать передние лапы на большое расстояние, подтверждает, что они были растительноядными. Теризинозавры могли использовать свои длинные лапы и сильно изогнутые когти, чтобы пригибать ветви ко рту, в манере, сходной с доисторическим ленивцем. Ископаемые бейпяозавра показывают, что теризинозавры были покрыты слоем примитивно пуха, аналогичного тому, который обнаружен у синозавроптерикса, а также имели большие перья, которые могли быть использованы для демонстрации, чтобы привлекать представителей противоположного пола или отпугивать хищников. Теризинозавры были весьма разнообразной группой динозавров, от небольших бейпяозавров (2,2 метра), до гигантского теризинозавра, который достигал в длину 10-12 метров, весил около 6,2 тонн и был одним из самых крупных из известных тероподов.

Род: Алксазавр

Алксазавр - один из необычных и загадочных динозавров. Сначала разрозненные останки алксазавра ученые приняли за кости гигантских черепах. Многое в этих останках было загадочным — длинные конечности, голова, похожая на черепашью, задняя часть, напоминающая панцирь. Но их тщательное изучение убедило их в том, что это обнаружен не известный доселе вид динозавра. Окончательная точка была поставлена в исследования и спорах ученых после обнаружения в Китае почти полностью сохранившегося скелета алксазавра.

Передвигался алксазавр на двух задних ногах, на предплечье у него была большая костная мозоль, свидетельствующая о необыкновенной силе передних конечностей. Зубы его явно служили для пережевывания растительной пищи, в то время как конечности были вооружены длинными когтями, свойственными скорее хищниками. Хотя могли служить они и для защиты животного от хищников.

Поэтому, среди ученых разгорелись жаркие споры, к какой группе динозавров отнести этот вид ящера? С одной стороны, всё подтверждает его родство с растительноядными динозаврами, но с другой — налицо все признаки, что алксазавр принадлежит к отряду тероподов. Вот почему некоторые ученые стали относить алксазавра к семейству теризинозавров, промежуточному звену между зауроподами и тероподами. Все точки в этом многолетнем споре еще не поставлены, и предстоит провести немало исследований, чтобы разгадать все тайны этого ящера.

В то время, рядом с алксазаврами обитали черепахи, крокодилообразные хампозавры, но особенно много было пситтакозавров — самых мелких травоядных динозавров. Но алксазавр был вегетарианцем, хотя и был необыкновенно прожорливым существом. Длинные передние конечности и острые когти помогали ему добывать питательные листья и ветки дерева гингко, окаменевшие отпечатки которого в большом количестве обнаружены в Китае, а возраст их не менее 80 миллионов лет. Но удивительное то, что на юге Китая до сих пор сохранились гингко, эти деревья-реликты, ровесники динозавров. Ученые считают, что именно гингко был основным кормом алксазавров, хотя в те времена, когда они обитали, буйно росли и папоротники, и хвойные деревья, и высокие цветковые растения.