Многообразие динозавров. Ящеротазовые (Saurischia) и птицетазовые (Ornitischia)динозавры. Все о динозаврах, динозавры историяождение

Многообразие динозавров

Многообразие динозавров

Сколько видов нам известно ?

До настоящего времени найдено свыше 10000 остатков динозавров: отдельные кости и целые скелеты, черепа и зубы, яйца и экскременты, окаменевшие следы и другие отпечатки. Все сведения о динозаврах, которыми ныне располагают ученые, добыты путем исследования этих остатков.

За 150 – летнюю историю изучения окаменелостей палеонтологам удалось идентифицировать и описать свыше 500 различных видов динозавров. Постоянно поступает информация о все новых открытиях. Но бывает и так, что кто-то находит окаменелости и представляет их как новый вид, а потом выясняется, что они относятся к уже известному виду, и от нового названия приходится отказываться. Бывает также, что за различные виды принимают самца и самку или молодое и взрослое животное одного и того же вида.

Некоторые из 500 известных видов имеют между собой столь близкое родство, что их объединяют в одно семейство. Так, девять видов рогатых динозавров из Северной Америки и Северной и Восточной Африки входят в семейство брахиозавров (длинноруких ящеров). Гигантские динозавры образуют свыше сорока семейств.

К наиболее многочисленным группам относятся хищные динозавры, насчитывающие свыше 150 семейств, и бегающие на двух конечностях птиценогие динозавры, образующие 65 семейств.

Самой малочисленной по количеству видов является, по – видимому, группа колючих динозавров, где пока известно всего одиннадцать семейств

По строению тазовых костей надотряд динозавров в систематическом отношении разделяется на два отряда: ящеротазовых (Saurischia) и птицетазовых (Ornitischia). Различия между ними следующие: в состав таза у четвероногих животных входят три пары костей — лобковая, подвздошная и седалищная. У ящеротазовых динозавров подвздошные кости направлены вверх, где они соединяются с крестцом, седалищные — вниз и назад, а лобковые направлены вперед и вниз. У птицетазовых динозавров седалищные и подвздошные кости устроены так же, а лобковые кости имеют две ветви, направленные в разные стороны: одна вперед, а вторая назад, параллельно седалищным костям. Значение этих различий не ясно. Среди обеих групп имеются как четвероногие формы, так и двуногие, однако именно по этим особенностям определяется принадлежность динозавров к той или другой группе, независимо от их размеров, способа передвижения и питания.

Более объяснимы различия между группами в строении челюстей и зубов и связанные с этим различия в питании. У ящеротазовых динозавров зубы располагаются по краю челюсти в один ряд, который доходит до конца морды. Каждый зуб конической или долотообразной формы сидит в отдельной ячейке. У птицетазовых динозавров в передней части нижней челюсти располагалась лишенная зубов предзубная кость, часто отсутствовали передние зубы и в верхней челюсти. У многих птицетазовых был роговой клюв, как у черепах. Кроме того, боковые зубы были отодвинуты внутрь от края челюсти и их расположение было многорядным. Такое смещение зубов связано с тем, что челюсти покрывались мясистыми щеками. Это давало возможность удерживать пищу во рту во время пережевывания. Ящеротазовые динозавры не жевали.

Все птицетазовые были растительноядными, среди ящеротазовых были как растительноядные, так и хищники.

Всего к настоящему времени из мезозойских отложений описано более 500 родов динозавров и более 1000 видов со всех контин Фотоентов. На Азиатском континенте, включая Индию, найдено более 170 родов, в Северной Америке — более 160, в Европе — свыше 100, в Африке — около 60, в Южной Америки — более 40 родов, в Австралии — 15, три находки остатков динозавров сделаны в Антарктиде.

Это составляет, вероятно, менее трети всех когда-то обитавших на Земле динозавров, многие еще просто не найдены, и ежегодно список пополняется новыми находками.

В отличие от распространенного мнения, далеко не все динозавры имели огромные размеры и поражающий воображение облик. Были среди них и маленькие — около метра вместе с хвостом ( например, юрские пситтакозавры и фаброзавры или сальтопус из триаса Шотландии величиной с котенка).

Известны находки не только черепов и скелетов ископаемых динозавров, но также оставленных ими отпечатков лап и целых цепочек следов, окаменевших мумифицированных трупов с сохранившимся кожным покровом, а также яиц и кладок яиц. Способы кладки яиц и отношение к потомству у различных групп динозавров были различны. Ящеротазовые динозавры откладывали одиночные яйца. Иногда их находят расположенными цепочкой по одной линии. Из этого сделали вывод, что самки откладывали их на ходу, не заботясь об их дальнейшей судьбе. У гигантских ящеротазовых динозавров зауропод были круглые яйца диаметром до 25 см, а у хищных карнозавров — до 50 см. Птицетазовые динозавры строили гнезда. У рогатых динозавров ( цератопсов) продолговатые яйца размером до 15 см укладывались в несколько ярусов по кругу. У утконосых динозавров (гадрозавров) гнезда с десятками яиц часто располагались недалеко одно от другого. По-видимому, у них, как и у многих птиц, существовали определенные места гнездования, как бы «динозавровые базары». Так животные могли совместно охранять свое потомство от хищников, специализировавшихся на поедании яиц, которых было немало и среди самих динозавров (например, овирапторы).

Как и все рептилии, динозавры, будучи холоднокровными животными, не насиживали яиц, инкубация происходила за счет солнечного тепла. Однако, в ряде случаев обнаружены кладки, которые были засыпаны растительным материалом. Предполагают, что инкубация яиц происходила здесь за счет тепла от разлагающихся растений, как в гнездах современных австралийских «сорных кур».

Известны находки яиц, внутри которых сохранились остатки невылупившихся эмбрионов.

Литература: Charig A. A new book at the dinosaurus. New York. 1983. Основные группы динозавров И. С. Барсков