Ботулизм. Этиология, признаки болезни, лечение, профилактика, диагноз, первая помощь, питание, диета.Инфекционные болезни кошек и собак: Краткая характеристика возбудителей инфекций собак и кошек

Ботулизм

Перейти в оглавление раздела: Инфекционные болезни: диагноз, лечение, профилактика ...

* Птичий ботулизм

Ботулизм

Ботулизм - это остропротекающая токсикоинфекция. Она возникает при поедании животными или человеком продуктов питания, содержащих в себе возбудителя ботулизма или его токсин. Ботулизм проявляется парезами и параличами мускулатуры. Некоторые животные, в частности собаки и особенно кошки довольно устойчивы к этой токсикоинфекции и поэтому болеют ею очень редко.

Возбудителем ботулизма является бактерия, так называемая колбасная палочка (Clostidium botulinum). Известно 6 типов этого микроорганизма, чувствительность к которыму у разных животных неодинакова. Каждый из известных штаммов вырабатывает свой специфический токсин: А, В, С, D, Е, F. Тип С представлен двумя разновидностями – Сa и Сb. При этом токсин Сa чаще всего встречается в личинках мух и поражает только птиц, тогда как токсин Cb болезнетворен не только для птиц, но и для домашних животных, включая обитателей звероферм.

Clostidium botulinum является анаэробом и поэтому хорошо развивается только при отсутствии кислорода. Колбасная палочка может образовывать очень устойчивые к факторам среды споры, а также чрезвычайно сильный токсин. Токсин ботулизма при попадании  через пищеварительный канал в организм животного или человека оказывает на него сильное патогенное действие. Благодаря образованию спор возбудитель ботулизма может сохраняться и даже размножаться в самых разнообразных продуктах, и в частности в плохо простерилизованных консервах, в колбасе, засоленной рыбе и т. п.

Человек весьма чувствителен к токсину ботулизма, а вот собаки и кошки весьма к нему устойчивы. Токсикоинфекция ботулизма развивается весьма быстро, а инкубационный период обычно короткий и составляет всего несколько часов. Заболевание выражается в угнетенном состоянии человека или животного, отказе от еды. Вскоре происходит развитие парезов и параличей различных мышц глаз, глотки, конечностей и туловища. Пораженные человек или ивотное неспособны передвигаться,  быстро усиливается слабость и обычно без интенсивного лечения всего за 1-3 суток наступает смерть. Температура тела в процессе течения заболевания чаще всего пониженная.

Диагноз заболевания ботулизмом ставится в основном по клинической картине. А первая помощь заключается в немедленном промывании желудка раствором питьевой соды, и постановке глубоких клизм.

Лечение сводится к возможно более раннеему введению внутривенно противоботулинической поливалентной сыворотки.

Чтобы избежать заболевания ботулизмом необходимо всегда следить за тем, чтобы в пищу никогда не шли испорченные пищевые продукты, особенно всевозможная консервация.

Читать дополнительно: Птичий ботулизм