Иерсиниоз и псевдотуберкулез, заболеваемость людей Иерсиниоз и псевдотуберкулез, животные, возбудитель Иерсиниоз и псевдотуберкулез

Иерсиниоз и псевдотуберкулез

Читать дополнительно: Кишечный иерсиниоз и псевдотуберкулез
* ПСЕВДОТУБЕРКУЛЕЗ (PSEUDOTUBERCULOSIS)
* ИЕРСИНИОЗ (YERSINIOSIS)
* Иерсиниоз кишечный человека

Иерсиниоз и псевдотуберкулез

Иерсиниоз кишечный - зоонозная бактериальная инфекционная болезнь с фекальнооральным механизмом передачи возбудителя. Характеризуется лихорадкой, симптомами интоксикации и поражением пищеварительного тракта.

Возбудитель - грамотрицательный микроорганизм Yersinia enterocolitica. Красится всеми анилиновыми красителями с биполярным усилением окрашивания. По биохимическим свойствам выделяют пять биоваров, по антигенной структуре - 34 серовара. Оптимум роста наблюдается при температуре 22 - 28 ''С, но возбудитель может размножаться и при температуре 4 - 10 ''С. При высыхании, под действием прямого солнечного света, хлорсодержащих препаратов погибает в течение нескольких минут, под действием карболовой кислоты в употребляемых на практике концентрациях - через 5 - 10 мин.

ИЕРСИНИОЗ КИШЕЧНЫИ ЖИВОТНЫХ

Резервуар и источники возбудителя: различные виды животных, главным образом свиньи, а также крупный рогатый скот, собаки, кошки, грызуны, птицы, иногда человек - больной или носитель.

Период заразительности источника зависит от длительности проявления симптомов болезни; обычно длится 2 - 3 недели, иногда затягивается до 2 - 3 месяцев.

На территории Крымаиз рода Yersinia обнаружены Y. enterocolytica и Y. pseudotuberculosis, которые вызывают вызывают у местного населения спорадическую заболеваемость соответственно кишечным иерсиниозом и псевдотуберкулезом. Возбудитель кишечного иерсиниоза (Y. enterocolitica) характеризуется выраженными сапрофитическими свойствами и широким распространением среди разных видов диких и домашних животных.

В результате исследования более 41 тыс. млекопитающих 27 видов, было выделено 816 культур Y. еnterocolytica в ряде административных территорий Крыма: Красноперекопском, Первомайском, Судакском, Ленинском, Бахчисарайском районах, а также в гг. Симферополь и Ялта, что свидетельствуют о значительном заражении иерсиниозом мелких грызунов, отловленных в различных ландшафтных зонах Крыма. В различных местообитаниях в циркуляции возбудителя участвуют как мелкие млекопитающие (серые крысы, домовые и степные мыши, обыкновенные полевки) и зайцы, так и домашние животные - коровы, лошади, овцы. Примечательной особенностью этого возбудителя является авирулентность большинства штаммов, хотя определенные штаммы возбудителя кишечного иерсинеоза обладают сравнительно высокой вирулентностью для некоторых животных.

Установлена способность иерсиний длительно сохраняться и размножаться в блохах, а учитывая широкую заселенность млекопитающих блохами, нельзя исключить возможность их участия в эпизоотологии этой инфекции в естественных условиях.

Иерсинии обнаруживаюся в огородной почве, воде, смывах с овощей и фруктов. Установлена возможность проникновения иерсинии в ткани различных органов растений через корневую систему, селективного накопления в них и существования иерсиний в растениях в высоких концентрациях. Имея в виду факты спонтанной зараженности растений иерсиниями, большие объемы вегетативных частей растений, поедаемые зеленоядными грызунами, и установленную возможность алиментарной передачи иерсиний, можно предположить, что в природных экологических системах вполне реальна циркуляция возбудителя по цепочке почва-растения-животное, поэтому грызуны не первичные источники возбудителя, а конечное звено циркуляции иерсиний.

Установленые факты первичного инфицирования овощей на полях, и независимого от грызунов роста их инфицированности в овощехранилищах, спонтанной зараженность дикорастущих травянистых растений на инфицированных почвах, говорят о резервуарной роли растений по отношению к теплокровным животным. Грызуны и другие позвоночные заражаются, поедая растения, инфицированные иерсиниями, поэтому растения могут быть самостоятельным природным резервуаром патогенных бактерий и источником заражения теплокровных животных, подобно тому, как это признано в отношении животных при зоонозных инфекциях.

Патогенные бактерии, общие для человека и растений

Иерсинии (Y.pseudotuberculosis, Y.enterocolitica) приобретают растущее значение в инфекционной патологии человека. Эпизоотологическая актуальность вопроса о патогенных бактериях, общих для человека растений (Беляков и др., 1994; Литвин и др., 1996) несомненна, учитывая растущую роль овощных культур в заболеваемости иерсиниозом и другими инфекциями (Rosset, 1990).

Можно полагать, что полигостальность выгодна для микроорганизмов, обеспечивая наибольшую устойчивость бактериальных популяций в экосистемах и максимальную надежность их существования в меняющихся условиях среды. В соответствии с принципом адаптивного полиморфизма, микроорганизмы с широкими метаболическими возможностями, способные занимать в природе разнообразные экологические ниши (благодаря полипатогенности и полигостальности), имеют преимущества перед узкоспециализированными паразитами (Hunter, Fraser, 1990). Такие преимущества создают, в частности, выраженная гетерогенность популяций патогенных бактерий и высокий потенциал их адаптивной изменчивости; последняя реализуется селективными процессами, которые более эффективны, чем мутационные процессы (Беляков и др., 1987; Hunter, Fraser, 1990).

Закономерно, что возбудители многих природноочаговых инфекций, способ¬ные к существованию в почвах и водоемах, имеют в качестве основных хозяев зеленоядных грызунов. Так основными хозяевами лептоспир Grippotyphosa в природных очагах разных ландшафтных зон служат полевки рода Microtus. Именно зеленоядность как первичный признак послужил основой объединения разных видов грызунов в экологически единую жизненную форму носителя данных лептоспир (Литвин, 1988-6). Туляремийный микроб столь же тесно связан с зеленоядными полевками (Arvicola, Microtus, Ondatra) и зайцами в природных очагах разного типа. Очень может быть, что растения окажутся тем "недостающим звеном", которое свяжет воедино наши разрозненные и порой противоречивые представления о естественных резервуарах и путях циркуляции патогенных микроорганизмов в природе - почвенных (водных) и наземных экосистемах. Ведь именно растения служат главным связующим звеном между почвенными и наземными экосистемами, неразрывное единство которых свойственно природным очагам большинства зоонозных и сапронозных инфекций