ЖИРЯНКА ОБЫКНОВЕННАЯ = Pinguicula vulgaris L.НАСЕКОМОЯДНЫЕ РАСТЕНИЯ. Насекомоядные растения, растения хищники, Растения. Деревья. Царство: Phyta или Plantae = Растения

ЖИРЯНКА ОБЫКНОВЕННАЯ

Перейти в оглавление раздела: Насекомоядные растения

ЖИРЯНКА ОБЫКНОВЕННАЯ = Pinguicula vulgaris L.

Семейство Пузырчатковые Lentibulariaceae

Статус. I категория. Вид, находящийся под угрозой исчезновения. Внесен в Красную книгу Республики Башкортостан.

Значение таксона в сохранении генофонда: Реликт ледникового периода.

Распространение. Тундровая и северные районы таежной зоны Европы, Сибири и Северной Америки, высокогорья более южных широт. Встречается преимущественно в равнинных и горных тундрах, значительно реже—в сообществах известковых ключевых болот в лесной и лесостепной зонах на равнинах. Болотные местонахождения (в т. ч. и на Южном Урале) носят реликтовый характер и, вероятнее всего, имеют позднеплейстоценовый возраст. Южноуральские местонахождения сосредоточены в основном в Месягутовской лесостепи на северо-востоке Башкортостана.

В Челябинской области отмечен в трех пунктах на восточном макросклоне Южного Урала: на болотах западнее с. Устиново и у пос. Нижний Атлян(территория, подчиненная г. Миассу), по правому берегу р. Шартымка близ ее впадения в р. Уй (Уйский р-н).

В Предбайкалье (Иркутская область) был Обнаружен дважды: окр. с. Бирюлька и близ мыса Онгурен на северо-западном побережье оз. Байкал.

В Бурятской АССР почти на той же широте вид найден на восточном побережье оз. Байкал в Давшинско-Бириканской низменности.

Краткое описание. Невысокое (до 15 см) многолетнее растение с розеткой овальных цельнокрайних листьев, верхняя поверхность которых усеяна мелкими железками и является переваривающей. Тонкие цветоносы (1—2) несут по одному сине-фиолетовому цветку. Венчики тонким отогнутым шиловидным шпорцем около 15 мм длиной

Биология. Плотоядный кистекорневой травянистый многолетник. На Северном Урале характерен для приручьевых участков горных тундр. На Южном Урале растет на ключевых известковых осоково-гипновых болотах, питаемых сильноминерализованными грунтовыми водами, на участках с покровом из гипновых мхов близ мочажин. Размножается преимущественно семенами.

Лимитирующие факторы. Слабая экологическая пластичность и низкая конкурентоспособность вида, осушение болот, торфоразработки, заготовка мха населением. Вследствие разработки торфа в 1970-х гг. на болоте близ с. Устиново популяция жирянки обыкновенной, видимо, исчезла.

Меры охраны. Необходимо создать особо охраняемые природные территории у пос. Нижний Атлян и в право-бережье р. Шартымка, где наряду с жирянкой будут охраняться уникальные для Южного Зауралья сообщества ключевых болот, включающие целый ряд редких видов растений (главным образом орхидных), а на болоте у пос. Нижний Атлян, кроме того, реликтовая популяция Schoenus ferrugineus L. [6]....