Пузырчатка обыкновенная

Перейти в оглавление раздела: Насекомоядные растения

Пузырчатка обыкновенная (Utricularia vulgaris L.)

К редчайшим представителям плотоядных растений, т.е. растений, которые не ограничивают свое питание содержащимися в почве, воде и воздухе минеральными компонентами относятся представители рода Пузырчатка = Utricularia. Они освоили озера, пруды и болота, где в качестве пищи потребляют преимущественно мелких живых водных обитателей. Для хищных наземных растений основу рациона составляют различные ползающие и летающие насекомые и другие беспозвоночные.

У этих растений имеется уникальный орган - ловчий пузырек, который и помогает этим растениям захватить и утилизировать добычу. Из-за эти ловчие органы и получило это растение название «пузырчатка». Пузырчатки являются космополитами, так как их можно встретить практически на всех континентах. В Европе пузырчатки представлены всего 6-8 видами, из которых наиболее типична и широко распространенная - пузырчатка обыкновенная.

Пузырчатка обыкновенная предпочитает заселять заиленные, богатые гумусом водоемы, в которых в весенне-осенний период обитает большого количества разнообразных мелких водных организмов. Здесь пузырчатка образует плотные заросли, которые не связаны с грунтом, концентрируясь преимущественно в прибрежной зоне ближе к мелководью. Пузырчатка обыкновенная относится к группе летне-зеленых растений, которые стремительно трогаются в рост с наступлением первых теплых весенних дней. Пузырчатка быстро формирует густые заросли, которые состоят из разветвленных стеблей, нередко достигающих почти что метровой длины. Стебли ее густо покрытых расположенными очередно рассеченными листьями, которые и вооружены множеством пузырьков-ловушек овальной или округлой формы. Они достигают в длину примерно 4 мм.

Пузырчатка обыкновенная - цветковое растение. Его цветонос, как правило, имеющиц длину около 15-40 см, возвышается над поверхностью воды, демонстрируя от 4 до 15 ярко-желтых цветков с красно-коричневым нёбом. Верхняя губа у цветков округлая, длиной 7-10 мм, а нижняя имеет длину 13-16 мм и опушена снизу, она украшена 6-8-миллиметровой конусообразной шпорой. Плод у обыкновенной пузырчатки шарообразный, содержит многочисленные мелкие семена длиной до полумиллиметра кажкое, а сам плод в диаметре обычно не превышает 6 мм.

Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в умеренной зоне северного полушария. Ее можно встретить в средиземноморском регионе Европы, а в Африке, пузырчатка обитает практически повсеместно по сравнительно узкой линии от Судана до ЮАР, за исключением района Шабы в Заире. Такая узковытянутая форма ареала косвенно служит подтверждением гипотезы, что основнымы расселителями и распространителями этого растения по Африканскому континенту служат перелетные птицы, мигрирующие на зимовку на юг. Встречается этот вид и на западе Европейской части бывшего СССР.

Растет пузырчатка обыкновенная преимущественно в мелких или умеренно глубоких, преимущественно стоячих пресных водоемах. Она предпочитает защищенные от ветра участки, хорошо освещенные солнечными лучами, встречается и в полузатененных местах, но с богатой гумусом водой, но не в загрязненных водоемах.

Пузырчатка обыкновенная в аквариуме

Пузырчатка обыкновенная образует в аквариуме весьма декоративные гирлянды из длинных светло-зеленых стеблей, свободно плавающих на поверхности воды. И так как у пузырчатки корней нет, то и сажать ее в грунт нет никакого смысла. Также нецелесообразно прижимать это растение к грунту камушком или шпилькой, так как притопленный конец вскоре отгнивает, и растение снова поднимается к поверхности воды.

Пузырчатка обыкновенная при содержании оказывается растением не капризным. Единственное условие - это обилие света, а в отношении других параметров окружающей водной среды пузырчатка не проявляет особых требований. Вместе с тем, она не любит обилия механической взвеси, поэтому фильтрация в аквариуме должна быть налажена. А вот специально беспокоиться о кормлении этого насекомоядного растения не следует беспокоиться, так как этот фактор далеко не решающий в жизни пузырчатки. Но если вы даете рыбам мелких ракообразных или другие живые корма, то растению обязательно что-нибудь да достанется. В хлоропластах пузырчатки, так же как и у типичных растений, содержится хлорофилл, поэтому, ассимиляционные возможности растения кормами животного происхождения не лимитируются.

Натуралисты заметили, что выловленные в природе растения и помещенные в аквариум, со временем начинают изменяться: их пузырьки-ловушки начинают постепенно редуцироваться и в конце концов исчезают совсем, а пузырчатка лишается способности ловить своими природными капканами даже какую-либо малоподвижную добычу. Однако, ученые не пришли к единому мнению, является ли подобная метаморфоза следствием недостаточного животного питания или обусловлена другими факторами...