Опыление цветков у орхидей. Цветы орхидей. Орхидеи. Цветок орхидея. Растение орхидея

Опыление цветков у орхидей

ОрхидеяОпыление цветков у орхидей

Перейти в оглавление раздела: Орхидеи

Природа "продумала" до мелочей приспособления орхидей к опылению. Так, пчела, подлетая к цветку обычного для наших лесов ятрышника, усаживается на губу цветка и всовывает свой хоботок в отверстие шпорца, чтобы добраться до нектара. Пока насекомое старается просунуть свой хоботок поглубже внутрь шпорца, липкое прилипальце прочно приклеивается к ее голове и, улетая, пчела захватывает поллинии с собой.

Во время полета каудикула слегка подсыхает и поллинии занимают горизонтальное положение, благодаря чему на следующем цветке они окажутся точно против рыльца. Часть пыльцы прилипнет к покрытому клейкими выделениями рыльцу, и произойдет опыление (самоопыление практически исключено),

Многие орхидеи имеют совершенно неожиданные приспособления, надежно обеспечивающие перенос пыльцы с цветка на цветок. Так, катазетумы выстреливают поллинии в голову прилетевшего на цветок насекомого из специальной "катапульты". Некоторые кориантесы опьяняют насекомых особой жидкостью, скапливающейся в шлемовидной части губы. Единственный выход из этой ловушки лежит мимо колонки. Задевая ее, насекомое высвобождает из нее поллинии и переносит их на другой цветок. У других орхидей на лепестках находятся особые выросты, привлекающие насекомых, которые и производят опыление, объедая мясистые части околоцветника. Орхидея

Специализация орхидей в области опыления зашла так далеко, что многие виды этих растений способны опыляться строго определенными видами насекомых и даже птиц. Например, цветки ванили опыляют только крохотные птички колибри.

Сразу после опыления цветок орхидеи завядает и полностью теряет свою декоративность. До опыления цветки сохраняются очень долго, что значительно увеличивает их ценность как срезочной культуры. Продолжительность цветения разных видов орхидей коллекции ГБС: Вид орхидеи: Каттлея 45 дней, Ангрекум 40 дней, Фаленопсис 35 дней, Каланта 30 дней, Онцидиум 26 дней, Целогина 21 дней, Одонтоглоссум 20 дней, Дендробиум 19 дней.

В комнатных условиях продолжительность цветения не всегда совпадает с приведенными цифрами. У одних видов в комнате она несколько меньше, чем в оранжерее. У других видов цветы сохраняются даже дольше, так как сухой воздух жилых помещений препятствует развитию микроскопических грибков, поражающих цветки в оранжереях. Как правило, продолжительность цветения того или иного растения не остается постоянной из года в гол, а несколько изменяется в зависимости от специфических условий года и состояния растений.

С.О.Герасимов, И.М.Журавлев "Орхидеи"

Орхидеи обманывают шершней пчелиным запахом

Длина туловища у шершней может достигать пяти сантиметров. Они могут нападать и на людей, при этом, их массовая атака может привести к смерти человека. А вот своему потомству шершни отлавливают и скармливают медоносных пчёл. Орхидеи Dendrobium sinense привлекают для опыления своих цветков шершней особым запахом, прикинувшись пчелой. Сначала биологи заметили, что осы вида Vespa bicolor довольно часто навещают цветки орхидеи, при этом они не просто садятся на цветок, как это делает большинство насекомых-опылителей, а буквально набрасываются на него. Шершни атакуют красный центр лепестка как на настоящую жертву: резкий бросок вниз и почти никакой задержки на орхидее.

В результате оказалось, что орхидея D. sinense воспроизводит особое пахучее вещество (Z-11-eicosen-1-ol), которое не встречается более ни у одного растения, а копирует оно феромон медоносных пчёл. Это соединение шершни улавливают при помощи своих антенн, и полагая, что они атакуют пчелу, а на самом деле всего лишь садятся на цветок. За короткое время контакта шершня с орхидеей, она получает от цветка и забирает с собой некоторое количество пыльцы, которое затем перепадает другой орхидее, которая также прикидывается пчелой-жертвой...