Подорожник трава, растение. Применение подорожника в народной медицине.ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ = PLANTAGO MAJOR L. Рецепты блюд из брусники: настой, отвар, сок, морс, варенье, напиток, кампот

Подорожник (большой и др.)

Читать : Подорожник как пища и лекарство

ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ = PLANTAGO MAJOR L.

Много названий у этого растения, и большинство из них подчеркивает приверженность его к дорогам: попутник, придорожник, припутник, путики, путник, трипутник... Объяснение его склонности к тропинкам и дорожным колеям - в особенностях семян подорожника, которых одно растение дает до 60 тысяч. Они очень богаты слизистыми веществами, на долю которых приходится до 44% их веса. Когда семена высыпаются на влажную землю, слизистые вещества набухают, становятся клейкими и легко пристают к обуви, к собачьим лапам, к колесам - с их помощью подорожник и расселяется вдоль дорог. Для этого годятся любые живые существа, лишь бы они были достаточно подвижны. Например, на островке Гоф, расположенном неподалеку от Антарктиды, подорожник, некогда занесенный сюда моряками, успешно распространяют пингвины: в местах их скоплений подорожник разрастается особенно пышно.

Листья подорожника пронизаны эластичными, прочными и толстыми сосудисто-волокнистыми пучками, благодаря которым успешно противостоят вытаптыванию. Это тоже обеспечивает подорожнику выживание там, где другие растения существовать попросту не могут. Даже загрязнение природной среды, особенно сильное в местах обитания человека и вдоль дорог, подорожнику не особенно в тягость: его листья накапливают меньше токсических веществ, чем листья других растений.

Подорожник сопутствует человеку с древнейших времен: Фотоего семена найдены еще в поселениях каменного века. Сопровождает он людей и в дальних переселениях. Индейцы Северной Америки назвали это растение "след белого человека". Считается, что подорожник большой был занесен сюда переселенцами из Европы. Не исключено, однако, что это растение обосновалось на североамериканском континенте гораздо раньше и прибыло туда или с перелетными птицами, или с предками индейцев. Ведь аборигены Северной Америки называют "следом белого человека" и местный вид подорожника, который, кстати, и внешне, и экологически похож на подорожник большой. Возникновение же этого названия можно объяснить тем, что индейцы не знали колеса, а переселенцы передвигались по бескрайним просторам открытого ими континента в фургонах. Именно с появлением колесного транспорта возникли в Америке первые дороги, по обочинам которых в изобилии разросся подорожник,- поэтому индейцы и связали его распространение с передвижениями белого человека. Сейчас известно 260 видов подорожника. Среди них есть однолетники, но большинство - многолетние виды. Встречаются и такие, которые в одних экологических условиях заканчивают свой жизненный цикл в течение сезона, а в других становятся многолетниками. К числу подобных оригиналов относится, например, подорожник индийский.

Распространены подорожники в умеренных областях обоих полушарий, но чаще встречаются в северном. В тропиках они обычно не растут. Некоторые подорожники облюбовали для себя горные пустыни Перу, Боливии и Аргентины, где забрались на высоту 2-4 тыс. м над уровнем моря. Только выносливость и неприхотливость позволяет растению выжить в таком неуютном месте. Зато привольно чувствует себя подорожник на Гавайях - здесь он достигает двухметрового размера.

Долгое время полагали, что некоторые виды подорожника, например подорожник средний, опыляются с помощью насекомых. И действительно, сразу же после растрескивания пыльников, пока еще не высыпалась из них пыльца, к растению устремляются пчелы и мухи, привлекаемые очень тонким ароматом. Однако когда специалисты Пермского университета более пристально присмотрелись к насекомым, вьющимся возле соцветий подорожника, оказалось, что они игнорируют как раз те соцветия, которые созрели для опыления...

Сейчас можно считать установленным, что все виды подорожников опыляются с помощью ветра, который раскачивает упругие цветоносные стебли, и облачка невидимой пыльцы окутывают невзрачные цветки. Период распускания цветков и рассеивания пыльцы ограничен: как показали наблюдения в Троицком лесостепном заповеднике, у подорожника большого он начинается в 6 часов утра и заканчивается в 11.

Подорожники столь обычны, что невольно является мысль: ну какой от них прок? Но в таких случаях мне тотчас вспоминаются слова травознаихи тетки Егорихи из романа П. И. Мельникова-Печерского "В лесах": "Верь мне, красавица, нет на сырой земле ни единой былиночки, которая бы на пользу человекам не была создана".

Отнюдь не случайно многие народные названия подорожника - чирьевая трава, порезник, поранник - отражают его медицинское предназначение. Уже более двух тысяч лет назад люди использовали это растение в качестве ценного лекарственного средства: о целебных достоинствах подорожника писали Гиппократ и Гален.

Старинное русское предание повествует о том, как были открыты лекарственные достоинства подорожника.

Однажды две змеи нежились на солнце посреди дороги. Неожиданно показалась повозка. Одна из змей зазевалась, и колесо переехало через нее. Тотчас же вторая змея отправилась на поиски целебной травы. Люди, ехавшие в повозке, увидели, что через некоторое время она возвратилась с листом подорожника. Это якобы и навело людей на мысль использовать растение в лекарственных целях.

В древности человек, не защищенный обувью и одеждой, значительно чаще получал всяческие раны и царапины. Не имея под рукой ни йода, ни зеленки, ни антибиотиков, он заменял все это подорожником: листья растения, приложенные к ране, быстро унимают кровотечение, способствуют очищению раны от гнойных выделений и заживлению пораненного места. А настои листьев издавна применяются в качестве отхаркивающего средства. Лечили подорожником и ожоги, укусы насекомых.

Трава - путешественница. Кандидат биологических наук В. И. Артамонов. Химия и Жизнь №5, 1987 г., с. 60-63