Чешуекрылые (бабочки) - опылители орхидей.

Насекомые - опылители орхидей

Орхидея

Перейти в оглавление раздела: Орхидеи

Чешуекрылые (бабочки) - опылители орхидей

Чешуекрылые (Lepidoptera) опыляют около 18 % видов орхидных, причем цветки орхидей, опыляемых дневными и ночными бабочками, имеют существенные различия. Дневные бабочки прекрасно различают цвета, предпочитая цветки красной, розовой или желтой окраски. Им необходима посадочная площадка для того, чтобы удобно устроиться на цветке, благоухающем в утренние и дневные часы. Конечно, аромат привлекает их внимание к орхидеям, однако основными ориентирами являются все же рисунок на лепестках и цвет венчиков.

Орхидеи, опыляемые ночными бабочками-бражниками (семейство Sphingidae; роды Ithomiid, Ctenuchid) имеют совершенно другие цветки. Для поиска кормовых растений эти бабочки используют не зрение, а обоняние, поэтому цветки у таких орхидей, как правило, белые или бледно окрашенные с очень сильным ароматом, который усиливается ночью. Обладая сильно вытянутым сосущим ротовым аппаратом, они могут доставать нектар из длинных шпорцев, куда другим насекомым нет доступа. Питаются эти ночные мотыльки не присаживаясь на цветок, а на некоторое время как бы "зависая" над ним, поэтому все части цветка, в том числе и губа, расположены таким образом, чтобы не мешать порхающему насекомому

Орхидея

Классический пример приспособления цветка к опылению ночными бабочками описал еще Чарльз Дарвин, удивляясь длине шпорца мадагаскарско-го ангрекума полуторафутового (Angraecum sesquipedale), равного 23 сантиметрам. Он предположил, что такой внушительный резервуар для нектара может осушить только очень крупное насекомое с соответствующим хоботком и что на Мадагаскаре должна существовать бабочка(вероятнее всего бражник) с хоботком более 22 см длиной. Эту бабочку действительно нашли в 1903 году и назвали ксантопан Моргана - предсказанный (Xanthopan morgani - praedicta) в честь предсказания Дарвина, опубликованного им в первом издании книги "Приспособления орхидных к оплодотворению насекомыми", относящемуся к 1862 году.

Цветок ангрекума полуторафутового похож на шестиконечную звезду, сделанную из снежно-белого воска. Это растение иногда называют "орхидея-звезда" или "орхидея-комета" из-за длинного бичевидного шпорца. Для того, чтобы достать с его дна нектар, высосав все до последней капли, бражник должен просунуть свой хоботок как можно глубже, основанием хоботка и головой раздвигая мешающие ему части цветка. В этот момент поллинарии прикрепляются к основанию хоботка. Когда бражник вторично вводит в нектарник хоботок с прикрепленными к нему поллинариями и изо всех сил пытается опустить клювик колонки как можно ниже, поллинии ложатся на узкое валикообразное рыльце, выступающее под клювиком, и прилипают к нему. Шпорец, наполненный нектаром до краев, может привлечь внимание и других мелких ночных мотыльков, однако растение не отдаст им своих поллиниев, поскольку их хоботки недостаточно толсты у основания и недостаточно длинны, чтобы эти бабочки заняли надлежащее положение, необходимое для снятия поллиниев, и произвели перекрестное опыление.

Читать дальше: Мухи - опылители цветков у орхидей