Одуванчик лекарственный

Читать : Одуванчик - как пища и лекарство

Одуванчик = Taraxacum officinale

Одуванчик (лат. Taraxacum) — род многолетних травянистых растений семейства Сложноцветные с ветвистым, стержневым корнем толщиной около 2 см и длиной — около 60 см, в верхней части переходящим в короткое многоглавое корневище.

Листья голые, перисто-надрезанные или цельные, собранные в прикорневую розетку. Цветоносная стрелка сочная, цилиндрическая, полая внутри, оканчивающаяся одиночной корзинкой язычковых ярко-жёлтых цветков. Все части растения содержат густой белый млечный сок.

Цветёт одуванчик в мае, плодоносит семянками с белым хохолком — с июня.

Одуванчики, которых существует свыше 1 000 «мелких» видов и около 70 так называемых «крупных», или сборных, распространены повсеместно, за исключением высокогорных районов и Арктических широт.

В России чаще других встречается одуванчик лекарственный, листья которого содержат железо, кальций, фосфор, калий, витамины A, B, C, E, а также до 5 % протеина.

В корнях некоторых видов одуванчиков содержится каучук. Два вида одуванчиков — коксагыз (Т. koksaghyz) и крымсагыз (Т. hybernum) — прежде культивировали как каучуконосы.

Кроме того, корень этого растения, накапливающего осенью до 40 % инулина, известен как желчегонное средство, укрепляющее и оздоравливающее печень. Настойка из корня одуванчика возбуждает аппетит, обладает спазмолитическими, слабительными и кровоочистительными свойствами.

Одуванчик издавна использовался в пищу различными народами, его употребляли как древние китайцы, так и первые поселенцы на Американском континенте.

Его молодые листья практически лишены горечи и потому часто используются для приготовления салатов и борщей, поджаренные корни могут служить суррогатом кофе, из цветков одуванчика варят варенье и делают вино, из раскрывшихся бутонов готовят «одуванчиковый мёд».

Это растение пользуется широкой популярностью и в народной косметике: маска из его свежих листьев питает, увлажняет и омолаживает кожу, а настой цветков отбеливает веснушки и пигментные пятна.

Лекарственное сырье: Сыреем служат молодые листья и корни одуванчика. Корни собирают осенью, листья - летом.

Химический состав: В листьях и корнях растения обнаружены инсулин, дубильные вещества, аскорбиновая кислота, воск, каучук, железо, кальций, фосфор, смолы и др.

Применение: Листья Одуванчик улучшает аппетит, нормализует деятельность пищеварительного тракта. Особенно часто растение используют как слабительное. Настои корней и травы обладают мочегонным, желчегонным и противовоспалительным действием; их применяют при желтухе (гепатите) воспалении желчного пузыря и желчно-каменной болезни. Согласно рецептам народной медицины настой растения пьют при неврозах, атеросклерозе, малокровии, он оказывает тонизирующее и успокаивающее действие. Целебные свойства одуванчика помогают при подагре, ревматизме, геморрое, фурункулезе. Молодые листья одуванчика используют для приготовления витаминного салата. Сок растения применяли ранее для избавления от веснушек и бородавок. Одуванчик - один из ранних медоносов, его мед золотисто-желтого цвета, густой, ароматный, но не очень приятный на вкус. Горькие вещества растения возбуждают аппетит и улучшают деятельность пищеварительного тракта, обладают желчегонным, диуретическим, противоглистным и слабительным свойствами. Корень и трава одуванчика применяются при заболеваниях печени, желчного пузыря, желчно-каменной болезни, желтухе, при гастритах, колитах, запоре, при геморрое, как улучшающее пищеварение и возбуждающее аппетит средство.

Читать : Одуванчик - как пища и лекарство