Капская росянка. Drosera capensis. НАСЕКОМОЯДНЫЕ РАСТЕНИЯ. РОСЯНКА КРУГЛОЛИСТНАЯ (Drosera rotundifolia).Насекомоядные растения, растения хищники, Растения. Деревья. Царство: Phyta или Plantae = Растения

Росянка капская и др

Перейти в оглавление раздела: Насекомоядные растения

* Ч.Дарвин: Росянка

* Росянка круглолистная

Род Росянка(Drosera) – один из самых многочисленных. В нем насчитывается более 90 видов. Они распространены по всему земному шару, но больше всего их в Австралии и Новой Зеландии. На сфагновых болотах умеренного пояса, растут неприметные росянки круглолистные (D. rotundifolia). Капельки жидкости на волосках листьев раньше принимали за росу (отсюда - название). Впоследствии выяснилось, что это особая (клейкая и едкая) жидкость, привлекающая насекомых.

Лист росянки представляет собой липкую ловушку. Он покрыт щупальцами, которые состоят из железистой головки и ножки – проводящей системы. Одно время считалось, что насекомые просто прилипают к слизи, однако недавно ученые выделили из сока росянки алкалоид кониин – вещество, обладающее парализующим действием. В ответ на раздражение лист медленно сворачивается в "кулачок". Росянка переваривает насекомое в течение нескольких дней, после чего лист вновь распрямляется, а щупальца разгибаются.

Представители тропических видов этого растения значительно крупнее. Например, австралийская росянка гигантская(D. gigantean) – ее стебель может достигать метровой длины, а крупные ловчие листья напоминают гигантскую паутину с огромной улавливающей поверхностью. В домашних теплицах обычно выращивают росянку капскую (D. capensis) – с вертикально расположенными узкими листьями.

Одна из самых красивых росянок — капская росянка (Drosera capensis). Ее стебель, обычно достигающий нескольких сантиметров в высоту, несет на себе тонкие удлиненные листья. На растении постепенно раскрываются многочисленные, очень привлекательные цветы. Однако капская росянка — пусть и очаровательный, но убежденный хищник, терпеливо ожидающий добычу. Процесс пищеварения обычно занимает несколько дней.

Железы росянки выделяют жидкость, содержащую органические кислоты (в основном бензойную и муравьиную) и пищеварительные ферменты типа пепсина, расщепляющие белки насекомого до более простых соединений, которые растение способно усвоить. Чарльз Дарвин, проводивший многочисленные наблюдения и эксперименты с росянкой крупнолистной, обнаружил удивительную способность этого растения переваривать даже кусочки кости и хряща. От насекомых же, пойманных росянкой, остаются лишь нерастворимые ферментами хитиновые покровы, которые вскоре смываются с поверхности ловчего листа дождем или уносятся ветром.

Питание

Все росянки — насекомоядные растения. Клейкое вещество, вырабатываемое листьями, содержит алкалоид кониин, оказывающий паралитическое действие на насекомых, а также содержит пищеварительные ферменты. После того, как насекомое поймано, края листа закрываются, охватывая его целиком. Скорость свёртывания листа у некоторых видов росянок довольно значительная, особенно — у Drosera burmannii.

Поскольку такой способ питания — результат эволюции растения в условиях обеднённых почв, то при переваривании насекомого из него усваиваются такие полезные для растения вещества, как соли натрия, калия, магния, фосфор и азот. После того, как насекомое переварилось (обычно это занимает нескольких дней), лист снова раскрывается.

Механизм свёртывания листа избирателен и реагирует только на органическую пищу, тогда как случайные воздействия в виде капли воды или упавшего листа, не вызывают начала пищеварительного процесса.

Читать : Насекомоядные растения