Чешуекрылые (бабочки) - опылители орхидей. Насекомые - опылители орхидей. Орхидеи. Цветок орхидея. Растение орхидея

Птицы - опылители орхидей

Орхидея

Перейти в оглавление раздела: Орхидеи

Птицами опыляется всего около 3 % орхидей. В тропиках Юго-Восточной Азии и Океании (Малайзия и Новая Гвинея) это крохотные нектарницы из семейства Nectariidae, вес которых не превышает нескольких граммов. В Центральной и Южной Америке орхидеи опыляются колибри (семейство Trochilidae). Разные виды колибри весят от 1,6 до 20 граммов, съедая в течение дня вдвое больше своего веса. Для нормальной жизнедеятельности им недостаточно одного цветочного нектара, поэтому существенную долю в рационе колибри составляют мелкие насекомые, в изобилии встречающиеся около цветущих на деревьях орхидей. Желудок у колибри устроен так, что вход в него и выход сближены, поэтому когда птичка сосет нектар, тот сразу попадает в кишечник, почти минуя желудок, в особенности если он уже набит насекомыми. Поистине феерическое зрелище представляют собой переливающиеся всеми цветами радуги колибри, снующие над яркими цветками. Колибри сосут нектар на лету, повисая на месте в воздухе, как и бражники. Своим длинным, раздвоенным на конце язычком, колибри проникает внутрь цветка, делает несколько активных глотков, стрелой срывается с места и вновь висит, трепеща крыльями, уже у соседнего цветка.

Птиц-опылителей привлекает к орхидеям не только нектар, но и мясистые сладкие части околоцветника. У пернатых плохо развито обоняние, поэтому опыляемые ими орхидеи имеют очень слабый аромат или совсем не пахнут. Зато цвета птицы воспринимают в том же спектре, что и человек,их привлекают крупные цветки с яркой красной, розовой или желтой окраской, способные вместить большое количество нектара. Нектар, сохраняемый в длинных шпорцах и доступный только порхающим колибри и бражникам, достается птицам, поскольку непахучие яркие цветки с длинными нектарниками обычно не привлекают насекомых, но являются выгодной адаптацией к опылению колибри. Интересен тот факт, что практически у всех орхидей, поллинии которых переносятся птицами, пыльца имеет черно - серую или зеленоватую окраску под цвет клюва. По-видимому, ярко-желтые поллинии,приклеившиеся к клюву во время посещения цветков, птица легче замечала и быстрее счищала, не успевая донести их по назначению. Орхидеи нашли выход из положения, изменив цвет поллиниев на более темный, причем эта адаптация имеет место у орхидных и Нового, и Старого Света.Орхидея

Среди орхидей Центральной и Южной Америки к опылению колибри приспособлены некоторые эпидендрумы (Epidendrum), кохлиоды (Cochlioda), компареттии (Comparettia), эллиантусы (Ellianthus). Бразильская снежно-белая родригезия красивая (Rodriguezia venusta) привлекает к опылению колибри Chlorostilbon aureoventris pucherani, а пестрый зигопета-люм промежуточный (Zygopetalum intermedium) пользуется услугами птички по имени Clytolaema rubricauda. С помощью колибри опыляются и цветки всех колумбийских и перуанских видов масдеваллий (Masdevallia), окрашенных в теплые тона.

Итак, как мы только что выяснили, цветки орхидей, привлекательные для тех или иных групп опылителей, имеют строго определенные черты. Давайте попробуем угадать, кем опыляется самая знаменитая, известная всем орхидея-ваниль или ванилла плосколистная (Vanilla planifolia). Цветок ваниллы зеленовато-желтого цвета с длинной трубчатой губой, снабженной продольными выростами и поперечной щеточкой, рыльце спрятано глубоко внутри губы. Цветок остается свежим всего несколько часов, испуская явный аромат цитрусовых. Он раскрывается рано утром и начинает увядать во второй половине дня. Конечно, такой цветок не может опыляться колибри, как думают некоторые любители орхидей. Все признаки (форма и выросты губы, цвет венчика, глубоко внутри цветка спрятанный нектарник, короткий срок жизни цветка) указывают на то, что ванилла опыляется пчелами. На родине в Мексике это мелкие безжалые пчелы из рода мелипона (Melipona). До середины XIX века человечество не могло решить проблему опыления ваниллы с целью получения пряности, представляющей собой ферментированные особым способом плоды этой орхидеи-лианы. В конце концов мексиканских безжалых пчел в тропических регионах, интродуцировавших ваниллу, заменили простые человеческие руки. Все ныне существующие плантации на Мадагаскаре, Коморских островах, на Реюньоне и в Индонезии опыляются искусственным образом. За сезон во всем мире вручную опыляется более 1,5 биллионов цветков ваниллы, из которых добывают до 2000 тонн пряности. Поэтому мы смело можем сказать, что и люди, наряду с насекомыми и птицами, являются полноправными членами разнообразного и многочисленного содружества опылителей орхидей.

Кандидат биологических наук Г. КОЛОМИЙЦЕВА. Журнал "Наука и Жизнь"