Лечебный гриб чага: свойства, применение. БЕРЕЗОВЫЙ ГРИБ (чага) = Inonotus obliquus. Чага и рак. Чага - березовый гриб-трутовик

БЕРЕЗОВЫЙ ГРИБ (чага) = Inonotus obliquus

БЕРЕЗОВЫЙ ГРИБ (чага) = Inonotus obliquus.

Ботаническое описание: Производящее растение — трутовик косотрубчастый— Inonotus obliquus Pilat., forma sterilis;

Семейство трутовые — Polyporaceae; класс базидиальные грибы — Basidomycetes; тип грибы — Fungi.С биологической точки зрения наросты чагипредставляют собой бесплодную (стерильную) стадию развития трутового гриба Inonotus obliquus. Чага встречается, главным образом, на стволах живых берез и реже — на некоторых других деревьях (бук, вяз, клен, ольха, рябина), но практическое значение имеют наросты только на живых березах. Чага представляет собой твердыекрупные, до 40–50 см в диаметре, толщиной 10–15 см, тяжелые наросты массой от 2 до 5 кг, овальной или круглой формы с глубоко растрескавшейся черной поверхностью. При благоприятных условиях чага может расти 10–20 лет.Внутренняя ткань этих наростов темно-коричневая, очень твердая, но по направлению к древесине эта ткань немного светлее, не настолько твердая и часто пронизана мелкими желтоватыми прожилками. Коричнево-бурая окраска обусловлена пигментацией коричнево-бурых гифов с утолщенными стенками, которые составляют основную массу чаги. Трубочки на наростах чаги неразвиваются, поэтому и споры на них никогда не образуются.

Основой биологически активных веществ чаги является водорастворимый хромогенный полифенолкарбоновый комплекс, который имеетсильновыраженную химически восстанавливающую способность и является активным биогенным стимулятором для организма при нарушении обменных процессов. Он нормализует деятельность соответствующих ферментных систем организма больного, чеми обеспечивает фармакологическую активность чаги. А в других трутовых грибах этот комплекс не обнаружен.

Биологически активные вещества

Чага содержит широкий спектр различных БАВ: Фотоводорастворимые пигменты в большом количестве (20%), которые образуют хромогенный полифенолкарбоновый комплекс, проявляющий противоопухолевую активность, обусловленную тем, что фенольные соединения регулируют активность цитоплазматических и митохондриальных АТФ-аз и понижают образование АДФ, а поскольку магнилизированные клетки в большей степени, чем нормальные, зависят от гликолиза, то нарушение этого процесса негативно отражается на их развитии; птерины (производные птеридина), наличием которых обусловливается цитостатическое действие чаги; полисахариды (6–8%); агарициновая и гуминоподобная чаговые кислоты (до 60%); органические кислоты, суммарное содержание которых составляет 0,5–1,3% (щавелевая, уксусная, муравьиная, ванилиновая, сиреневая, п-оксибензойная, а также 2 тритерпеновые кислоты из группы тетрациклических тритерпенов — инонотовая и обликвиновая); липиды (ди- и триглицериды); стероидные вещества (стерины — эргостерол, а также тетрациклические тритерпены — ланостерол и инотодиол, проявляющий антибластическую активность); лигнин; клетчатка свободные фенолы; флавоноиды; кумарин пеуцеданин; целлюлоза; смолы; следы алкалоидов невыясненной структуры; зола (12,3%), богатая марганцем, который, возможно, имеет значение в лечебном действии чаги как активатора энзимов; другие микроэлементы в виде оксидов: медь, барий, цинк, железо, кремний, алюминий, кальций, магний, калий, натрий, причем калия в 5–6 раз больше, чем натрия.

Применяемая часть. Плодовые тела гриба. Время сбора. Весна и осень.

Химический состав изучен недостаточно. Гриб содержит красящие вещества хромогенного полифенол-карбонового комплекса, близкие к хромонам и образующие коллоидные водные растворы, а также агалотовую кислоту, тритерпеноид, смолы, небольшое количество алкалоидов и зольные вещества (около 12,3%). В золе имеется натрий, калий и очень много марганца, который является активатором многих ферментов. Считают, что действующим началом березового гриба являются пигментные (красящие) вещества сложного строения.

Применение. Чага — старинное лекарственное средство населения Северо-Запада европейской части и Сибири. Отвар и настой чаги издавна применяли в народной медицине как внутреннее средство при раке и желудочно-кишечных заболеваниях.

Около ста лет назад уже были начаты клинические исследования чаги.

В настоящее время чага разрешена к применению в медицинской практике. В аптеках имеются препараты: густой экстракт чаги и таблетки чаги. Чагу применяют при язвенной болезни, гастрите и особенно при раковых опухолях желудка, легких и других внутренних органов. Чагу рекомендуют применять в тех случаях, когда противопоказаны хирургическое вмешательство и лучевая терапия. Установлено, что в начальных стадиях развития рака чага может задержать развитие опухоли. Чага успокаивает боли и улучшает самочувствие больных, но не обладает губительным действием на клетки раковых опухолей.

Способ применения. Плодовые тела гриба после сбора сушить при температуре около 50° С. Срок годности гриба 3—4 месяца. Высушенный гриб для размягчения залить на 4 часа холодной кипяченой водой, затем пропустить через мясорубку или растереть на терке. Для приготовления водного настоя 1 стакан измельченного гриба залить 5 стаканами теплой кипяченой воды и настаивать 2 суток. Настой слить, остаток отжать через марлю и смешать с настоем. Настой принимать по 1/2 стакана 6 раз в сутки за 1/2 часа до еды.

Читать: Чага и и рак.