Опенок летний, двойник опенка летнего, грибы двойники опенок летний. Выращиваем летний опенок

Выращивание летнего опенка

Читать : Грибы (выращивание)

* Летний опенок

Преимущества летнего опенка:

1. Устойчив к заболеваниям и повреждению личинками мух.

2. Может расти на древесине, которая не нуждается в какой-либо предварительной подготовке.

3. Основной критический фактор плодоношения - температура, все остальные менее важны.

Перечислим основные условия необходимые для опят:

1. Температура 5 - 28°С и влажность воздуха 85 - 100%.

2. Деревянные чурбаки (поленья) нужно закапывать на 2/3 в землю, чтобы гриб мог сам доставать себе воду и минеральное питание.

3. Необходимо хотя бы слабое освещение, поскольку в полной темноте плодовые тела не образуются. Характерный признак недостатка света - недоразвитие шляпок грибов.

4. Опенок довольно устойчив к недостатку вентиляции, но в закупоренных помещениях могут образовываться такие же уродливые плодовые тела, как и при недостатке света.

Летний опенок - древоразрушитель, как и вешенка. После посадки в древесину (инокуляции) гриб живет в ней 5-8 лет, вызывая белую гниль. За это время вес. древесины уменьшается на 70%. Как и все древоразрушители, опенок хорошо растет на стерильных субстратах. Его природная среда обитания - свежая древесина - изначально внутри стерильна. Конечно, летний опенок можно выращивать и на отходах лесопильного производства, опилках и древесной стружке с различными добавками (например, соевой мукой, пивным суслом, пивной дробиной, пептоном и т.д.). Но в этих материалах всегда присутствуют конкурирующие микроорганизмы и поэтому перед посадкой опенка такие питательные смеси нужно тщательно стерилизовать автоклавированием. Урожай на таких синтетических субстратах может появляться уже через 3-4 недели после посадки, сбор длится до полугода.

По опыту стран Европы, наиболее рентабельно выращивание летнего опенка на древесных чурбаках (поленьях) под навесами или в траншеях. Можно заражать грибом свежесрубленные пни, но по расчетам специалистов из Германии, для рентабельного производства нужно около 100 000 пней. Выращивание интенсивными методами на синтетических субстратах в условиях искусственного климата сдерживает то обстоятельство, что урожай гриба приходится в основном на май и июль-август, когда на рынке и без того много грибов, и невозможно поддерживать достаточно высокие цены на свежую продукцию. С экономической точки зрения перспективно выращивание вешенки и опенка на одном предприятии по единой технологии. Тогда вешенку можно собирать зимой, а опенок летом. Речь идет о выращивании грибов в теплицах.

Посев грибницы

Посевная грибница (мицелий) продается обычно в банках, выращенная в стерильных условиях на древесных опилках. Опилки с продажной грибницей могут содержать различные питательные добавки, например, отруби. Присутствие добавок не снижает качество мицелия, скорее наоборот. Перед употреблением банки с грибницей необходимо проверять: мицелий шиитаке должен быть однородным, любые пятна -коричневые, зеленые, черные - указывают на заражение банок плесневыми грибами. Кислый запах - на заражение бактериями. В дело идет только чистый мицелий шиитаке, зараженные участки опилок осторожно извлекают и выбрасывают. Желательно использовать свежую грибницу, где субстрат (опилки) недавно колонизирован грибом. В течение 1-3 месяцев мицелий можно хранить в погребе, не нарушая его стерильности, то-есть не открывая банок. При необходимости сохранения более продолжительное время используют холодильник с температурой 2 - 4°С. Замораживать мицелий нельзя, иначе жизнеспособность грибницы резко снизится.

Заражение древесины грибом, или инокуляцию, проводят традиционным японским методом, окончательно оформившимся в начале XX века. В наше время главный инструмент инокуляции - электродрель. Ею сверлят по 15 - 20 отверстий диаметром до 20 мм и глубиной до 50 мм в каждом бревне. В отверстия помещают посевной мицелий и снаружи замазывают смолой (битумом). Одна трехлитровая банка мицелия достаточна для инокуляции 1,5 - 2 м древесины.

Укладка бревен

Двор для укладки отрезков бревен (чурбаков), инокулированных мицелием шиитаке, должен отвечать нескольким условиям. Место не должно быть слишком сухим (особенно в весенние месяцы) и в то же время не должно располагаться в долине, где застаиваются утренние туманы. Оно должно быть защищено от высушивающих ветров высоким кустарником или забором. На дворе не должна застаиваться вода после дождя (при необходимости нужно выкопать дренажные канавки):

Быстрее всего грибница (мицелий) шиитаке растет летом при температуре 24 - 28°С, оптимальной температурой считается 25°С. Ниже 5°С и выше 35°С рост мицелия прекращается, а при 40°С он начинает постепенно отмирать.

Укладка отрезков бревен - самая ответственная операция. Дело в том, что прорастание грибницы в древесину длится от одного года до полутора лет, в зависимости от породы дерева, сорта гриба, погодных условий, особенностей микроклимата и т.д. и т.п. В это время на древесине появляются конкурирующие грибы, прежде всего трутовики. Поэтому урожай в большой степени зависит от того, насколько оптимальными были условия для роста мицелия шиитаке, насколько искусно сделана укладка поленьев и насколько внимательно следили за влажностью внутри поленницы.

Лежа отрезки бревен кладут слоем толщиной около метра. Потом покрывают соломенными матами, мешковиной или рубероидом для того, чтобы сохранить влагу и в то же время не препятствовать вентиляции.

Бревна можно устанавливать и стоя (2, рисунок). В этом случае отрезки располагают группами, кладя некоторые наискось для создания воздушных промежутков. Группы бревен окружают хворостом и обвязывают веревками.

Если укладка бревен производится в дождливое время, дерево впоследствии почти не поливают, разве что в самое сухое время, да и то слегка. Основная ошибка при культивировании шиитаке - неподходящие условия влажности (слишком высокая или слишком низкая влажность древесины). В идеальном случае содержание воды в субстрате должно быть около 40%. Это означает, что после полного высушивания древесина должна стать легче на 40%.

Желательно, чтобы укладки бревен располагались в тени. Грибы не любят прямые солнечные лучи.

Читать: О РАЗМНОЖЕНИИ ГРИБОВ